Упражнения на дикцию: как улучшить дикцию и речь

Содержание

как улучшить дикцию и речь

При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:

1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.

2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».

3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.

4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.

Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ.

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ.

КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ.

ЗДРИ-ЗДРЭ-ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ.

10 мощнейших упражнений для развития дикции

Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

AdMe.ru старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян "Научитесь говорить так, чтобы вас услышали".

1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»

  • Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

  2. Артикуляция звуков «К - Г, X»

  • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

  3.
Отработка звука «Ц»

  • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

  4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

 5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.

 7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

 8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.

 9. Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

  • (В, ш) - воспользовавшемуся
  • (К) - мелкокалиберными
  • (П, в) - опубликовывать
  • (П, р) - опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) - территориальная целостность
  • (Р, т) - проиллюстрировала
  • (Р, в) - ревербератор
  • (С, ф) - средств
  • (Ч, в) - четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) - фантасмагорический

Упражнения для улучшения дикции - Ломоносовская частная школа

Укрепление мышц нижней челюсти

Упражнение 1.

Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ». При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается.

Упражнение 2.

Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» в естественном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.

Упражнение 3.

То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч. На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение.

Укрепление мягкого нёба

Упражнение 1.

Откиньте голову и полощите горло воздухом, выговаривая протяженно букву «М», но не выдвигайте нижнюю челюсть.

Упражнение 2.

Попытайтесь зевнуть при закрытом рте.

Упражнение 3.

Вдох через нос с втягиванием щек, причем челюсть опущена и губы сжаты, на выдохе тяните звук «М».

Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз.

Укрепление мышц языка и губ

Упражнение 1.

Проговаривайте «БЯ», положив язык на нижнюю губу;

Упражнение 2.

Произносите звуки «АС», быстро высовывая и убирая язык за зубы;

Упражнение 3.

Произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ»;

Упражнение 4.

Для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.;

Упражнение 5.

Сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М», затем улыбнитесь.

Исправление недостатка звука в резонирующей полости рта

Упражнение 1.

При прямом и естественном положении тела на медленном выдохе произнесите «СССССССССС….», «ШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРРРР», «РЬРЬРЬ…».

Упражнение 2.

При текущем положении тела на интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое переходит в непрерывный звук «ФФФФФ…».

Упражнение 3.

Зажмите рукой рот, нос, в этом положении попытайтесь проговорить звук «М», затем, убрав руку, прочитайте любой текст с большим количеством «М» или «Н».

Преодоление неразвитости грудного звучания, мышечных зажимов

Упражнение 1.

Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания.

Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УУУУ») – теплый вдох. Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.

Упражнение 2.

Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.

Каждое последующее упражнение увеличивает число ударений на единицу и, таким образом, вы доводите до пяти ударений подряд.

Преодоление чувства задыхания при быстром разговоре или одновременном разговоре и ходьбе

Упражнение 1.

В наклонном положении вы ходите и ищите воображаемый предмет, одновременно проговаривая вслух любое четверостишие, но следите за тем, чтобы дыхание было ровное.

Упражнение 2.

Прыгайте через скакалку и проговаривайте несложный стихотворный текст таким образом, чтобы прыжки совпадали со слогами слов. Если упражнение поначалу покажется сложным, будет сбиваться речь и дыхание.

Развитие диапазона и усиление голоса

Упражнение 1.

Возьмите любой стихотворный текст, состоящий из 8 и более строчек и начните проговаривать его таким образом, чтобы на начало строчки пришелся низкий уровень вашего диапазона и с каждой строчкой он постепенно повышался, достигнув максимального на последней.

Упражнение 2.

После того, как вы овладели этим заданием, начните с высокого и заканчивайте низким диапазоном вашего голоса.

По мере успешности выполнения увеличивайте число строчек стихотворения.

Упражнения для дикции | Все статьи | Планета талантов

Уверен, не стоит вас убеждать, дорогие читатели, в том, что красивая, наполненная, объёмная, понятная речь - это залог вашего успеха в коммуникации с окружающими людьми на протяжении всей жизни. Известно, что приблизительно 30% людей в мире имеют заметные проблемы с дикцией и артикуляцией. 

 Что же такое правильная речь?

Под правильной речью и хорошей дикцией понимается четкое и отчетливое произношение всех звуков языка, на котором изъясняется говорящий.

Всё это обеспечивается путём верной артикуляции каждого из звуков в словах и фразах. Полуоткрытый рот, малоподвижные мышцы нижней челюсти, вялый язык, неправильное дыхание делают нашу речь малопонятной, а в результате неубедительной. 

 Как улучшить дикцию?

Дикция – понятие достаточно обширное, которое содержит в себе такие составляющие как дыхание и артикуляция.

 Дыхание

Несомненно, основой нашей речи является наше дыхание, согласитесь, без него мы не можем произнести ни звука. Во время продолжительного разговора или произнесения текста мы сталкиваемся с проблемой нехватки дыхания, речь становиться сбивчивой, не выраженной, обрывистой. Справиться с этим можно, если тренировать диафрагму. Начать необходимые упражнения можно с надувания воздушного шарика. Далее перейти к упражнениям на длинные гласные. Гласные необходимо тянуть на выдохе через рот, увеличивая с каждым разом длительность выдоха.

Со временем можно выйти на 20-30 секунд. Данное упражнение можно усложнять повышением и понижением голоса.

Так же можете воспользоваться другими упражнениями на развития правильного речевого дыхания:

  • Счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), постепенно увеличивать счет до 10-15, 
  • Обратный счет (десять, девять, восемь…),
  • Пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе и др. 

 Скороговорки для дикционных упражнений

Мы знакомы со скороговорками с детства. Это предложения, в которых выстроен определенный ритмический рисунок, где слова выстроены на основе труднопроизносимых согласных и гласных звуках. Использование различных скороговорок при достаточной регулярности даёт хорошие результаты в работе над исправлением дикции. Для начала, возьмите простые, легкие для произношения скороговорки. Переходите к более сложным только тогда, когда будете уверены, что добились максимально четкого воспроизведения всех звуков в словах. Можете изменять темп произношения от медленного к быстрому, но не забывайте о чётком, членораздельном, внятном произношении.

Следующий этап  - усложнение, добавление препятствия при произношении той или иной скороговорки. Вы можете использовать винную пробку, зажмите её между зубами и произносите скороговорки от простых к сложным. Делайте данное упражнение, пока не поймете, что добились достаточно внятного произношения и общий смысл скороговорки стал понятен окружающим. Далее такие упражнения можно сочетать с бегом, ходьбой и любой другой имитацией действий, например рубкой леса и др. Найти необходимые скороговорки можно в любом количестве в сети интернет.

 Артикуляционные упражнения

1.                  Упражнения, развивающие мышцы нижней челюсти:

Для тренировки речевого аппарата используйте голосовые упражнения «Стон» и «Гудок». Не забывайте об упражнениях на развитие подвижности органов артикуляции, в частности упражнения для развития подвижности нижней челюсти. Работу над усилением мышц нижней челюсти стоит делать до момента, пока не появится ощущение свободы в этих мышцах. 

2.               Упражнения для развития подвижности губ:

Вялые и неподвижные губы отрицательно влияют на чёткое произношение многих согласных и гласных звуков, поэтому тренировка их подвижности дело немаловажное. 

Нарочитое растягивание, округление, вытягивание, смыкание и другие физические манипуляции с губами во время работы со звуками, словами, текстом неотъемлемая часть работы с нашим речевым аппаратом. Во время чтения вслух любых текстов обращайте внимание, чтобы губы обязательно активно участвовали в процессе звуко- и словообразования.

3.               Упражнения на развитие мышц языка:

Язык, как и губы, принимают такое же важное участие в образовании звуков и слов. Отчетливая речь обеспечивается в основном согласными звуками, а согласные звуки в большинстве своем образуются при помощи языка в сочетании с зубами и нёбом. Умение быстро переключаться с одной согласной на другую при их стечении важный навык, который необходимо развивать, подбирая соответствующие упражнения. Выбирайте для упражнений такие слова, в которых стекаются две, три и четыре согласных. Также вам помогут скороговорки.

В работе над дикцией и артикуляций не пренебрегайте упражнениями, тренирующими мышцы нёба. Упражнения на обнаружение и закрепление центрального речевого голоса, как и упражнения на освобождение от мышечных зажимов помогут вам определить, при каком положении аппарата голос звучит наиболее убедительно, чётко и красиво.

Работайте над развитием диапазона голоса и его усилением. При этом вы должны знать, что сила нашего голоса в основном зависит от интенсивности дыхания, и в меньшей степени от напряжённой гортани и нагруженных или напряженных связок. Не забывайте об упражнениях развивающих правильную интонацию. В этом вам может помочь гекзаметр, составленный А. В. Прянишниковым «Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении…» (см. в интернете по первой строчке данного гекзаметра).

Общие рекомендации

·         Регулярно выполняйте все рекомендуемые упражнения, от частоты занятий зависит успех в достижении цели даже в самом безнадёжном случае;

·         Делайте каждое из упражнений не менее 5 минут, переходите к следующему после того, как убедились, что освоили данное упражнение;

·         В работе над дикцией и артикуляцией всегда переходите от простого материла к сложному;

·         Используйте различные средства записи/воспроизведения, чтобы была возможность слушать/смотреть вашу работу в действии и в дальнейшем, анализируя, корректировать упражнения, двигаясь к намеченной цели;

·         Старайтесь заниматься с педагогом: взгляд со стороны важная составляющая успеха! Запишитесь на курсы актерского мастерства.

Удачи в работе над собой!

Автор: Режиссер и актер Московского драматического "Театра на Малой Бронной", Театра им. М.А. Булгакова. Преподаватель актерского мастерства и сценической речи школы "АРТ Проект" О. Н. Ларченко

Работа над дикцией и артикуляцией.

Мечта Демосфена: Тренируем дикцию современными способами и без камней

Произносить звуки чётко, говорить понятно и правильно. Такой была мечта афинянина Демосфена. По крайней мере, это утверждают учебники. В Древней Греции умение рассказывать истории и выступать на публике было не привилегией, а необходимым навыком.

В энциклопедическом словаре «дикция» — это произношение, манера выговаривать слова. Демосфен учился чётко и понятно произносить звуки с помощью камней. Он собирал их на берегу реки, засовывал в рот и произносил разные речи. Сегодня разработано большое количество упражнений, которые помогут обрести «новый голос».

Итак, приступим к оттачиванию мастерства дикции. У вас в отличие от Демосфена есть плюс: камни в рот засовывать не нужно.

Камень первый. Выносливость

Упражнения на дикцию можно сравнить со спортивными. Чтобы достичь результата, нужны регулярные тренировки. Создавайте для своего речевого и дыхательного аппаратов тяжёлые условия, в которых им придётся стать сильнее и выносливее. Так они не подведут вас в момент выступления. Вот несколько упражнений, которые помогут вам.

  1. 1. Возьмите деревянную винную пробку.

    5-10 минут по несколько раз в день читайте или произносите с пробкой во рту любой текст. Это поможет привести голосовые связки и часть артикуляционного аппарата в напряжённое состояние.

  2. 2. Отправляйтесь на пробежку в наушниках.

    Включите аудиокнигу и повторяйте речь диктора. Такая проверка на выносливость речевого и дыхательного аппаратов даст очень быстрые результаты — чёткое произношение звуков будет вашей наградой уже на финише.

  3. 3.Говорите и пойте с зажатым носом.

    Это максимально активизирует артикуляционный аппарат. Есть только два звука в русском языке («м» и «н»), которые не произнести с закрытым носом, поэтому выбирайте тексты без этих букв или заменяйте их.

Камень второй. Артикуляционный аппарат

Секрет хорошего выступления — расслабленный артикуляционный аппарат. Он отвечает за создание и произношение звуков — главные инструменты в «речевом оркестре». Чтобы щеки, губы, зубы, язык, челюсти, нёбо, глотка и гортань производили чёткие звуки, нужно просто постараться их расслабить.

Звучит проще, чем кажется: внутренний психологический барьер может сковывать челюсти, шею и язык, что приводит к неправильному произношению. Что со всем этим делать? Перед публичным выступлением просто выполните несложные упражнения.

  • Приоткройте губы. Это расслабит мышцы вокруг рта и глаз, вы перестанете щуриться и морщиться.

  • Сделайте выдох с вибрацией губ. Должен получиться эффект «фыркающей лошади».

  • Запрокиньте голову назад и максимально откройте рот, зевните или изобразите звук зевания. Это одно из самых эффективных упражнений на расслабление мышц челюсти и голосовых связок.

  • Не «сковывайте» дыхание, расслабьте диафрагму и выдыхайте легко и свободно.

  • Подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую. Этот трюк вводит организм в состояние нехватки кислорода, когда мозг снижает скорость процессов в организме, автоматически успокаивается дыхание.

  • Чтобы подготовить голос к работе, можно сделать упражнение Шаляпина. Он по утрам дразнил своего пса: сначала рычал, а затем повторял «ав-ав-ав». Певец таким образом разогревал и расслаблял гортань. Главное, следите, чтобы собака вас не укусила.

Следите за нами. Это интересно.

Советы педагогов. Лучшие выступления. Афиши концертов.

Камень третий. Чёткость

Скороговорки — занимают верхние строчки хит-парада по скорости и эффективности исправления дикции. Важные условия: произносите их громко и чётко, не старайтесь сразу сделать это быстро. Уделите внимание тем скороговоркам, где есть проблемные для вас звуки.

На тренировку шипящих:

Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу. У Танечки — тачка, а у Анечки — печенья пачка. Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Для тренировки глухих согласных «к» и «п» в конце слов:

Бык тупогуб тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. У перепелa и перепелки пять перепелят. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком. В Луку Клим луком кинул.

Для раскатистого «ррр»:

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру — на Фрола Лавру навру. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона. Дровоколорубы рубили дубы на срубы.

Для мощного «Т» в конце и средине слова:

Ткёт ткач ткани на полотки Тане. Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю, шел к тополю Толя. От топота копыт пыль по полю летит.

Камень четвертый. Просто повторяйте

У нашей музыкальной школы есть свой вокальный блог на ютюбе. Называется он «Не пой при мне». Ниже 4 видео, в которых мы показываем упражнения на дикцию, которые используем в своей ежедневной практике.

Главное для оттачивания правильной дикции — постоянство тренировок. Именно усердие привело Демосфена на политические подмостки и сделало великим оратором. Чем вы хуже?

Первое пробное занятие

Константин, ваша заявка уже на почте у администратора.

Мы перезвоним вам в течение часа с номера 8 (812) 501 83 83. Хорошего дня.

Произошла ошибка! Ваша заявка не отправлена!

1-ый шаг

Знакомство с педагогом. Вы рассказываете свои цели на обучение и каких результатов вы хотите достичь.

2-ой шаг

Преподаватель школы определяет вашу музыкальность: слух, чувство ритма, интонирование.

3-ий шаг

Исходя из ваших целей и учитывая текущие данные педагог предложит программу вашего обучения.

Улучшить дикцию с логопедом в Набережных Челнах

Дикция – это четкое и внятное произношение слов, что достигается с помощью правильной артикуляции. Правильная артикуляция во многом зависит от степени тренированности органов, участвующих в воспроизведении речи – языка, губ, альвеол, неба. Наличие безупречной отчетливой дикции – неотъемлемое условие для представителей многих профессий – актеров, ведущих, журналистов, медийных персон, переводчиков.

Овладение ораторским искусством – долгий кропотливый процесс. В древние времена оратор, выступающий перед публикой, пользовался огромным почетом и уважением, поэтому люди, поставившие себе цель завоевать любовь толпы и освоить методики управления ею посредством голоса, тренировались долгие годы, пытаясь довести свое произношение до совершенства. В этом плане поучительна история великого мастера слова – оратора Демосфена из Древней Греции. 

Демосфен с детства отличался заметными дефектами речи – он картавил, заикался, проглатывал звуки, поэтому его первые выступления на трибуне потерпели сокрушительное фиаско. Однако он не отчаялся, а начал работать над собой, упорно тренируя органы артикуляции и совершенствуя свою речь. Известно, что для достижения успеха он набирал в рот гальку, чтобы говорить чисто и ясно, старался перекричать шум прибоя для развития силы и динамики голоса. 

Еще одной техникой для исправления дефектов речи стало громкое декламирование стихов при подъеме в гору. Благодаря упорному труду, вере в себя и эффективным методикам, Демосфен не только исправил свою дикцию, но и стал величайшим оратором, имя которого хорошо известно и поныне.

Конечно, сейчас вряд ли кто будет набивать рот камнями, чтобы улучшить речь, но выразительное чтение стихов – отличный способ поработать над своим произношением. Кроме этого существует множество методик развития дикции:

  • чтение вслух;
  • произнесение скороговорок;
  • артикуляционная зарядка;
  • тренировка дыхания;
  • массаж.

Многие из этих техник можно выполнять самостоятельно, однако для более эффективного и быстрого результата лучше обратиться к квалифицированному специалисту, который не только грамотно проведет диагностику проблем речи, но и разработает индивидуальную систему коррекции и развития речи в каждом индивидуальном случае.

Хорошая четкая дикция – это совместная работа многих органов и систем организма, составляющих речевой аппарат, поэтому сбой любого звена может привести к появлению дефектов при разговоре.

Речевой аппарат формируют органы:

  • дыхания;
  • артикуляции;
  • слуха;
  • центральной нервной системы.

Неправильное функционирование этих систем неизбежно отразится на четкости произношения звуков.

Причины плохой дикции:

  • слабо развитые мышцы органов артикуляции;
  • проблемы с зубами;
  • короткая уздечка языка;
  • дефекты слуха;
  • сбои дыхания;
  • заболевания ЦНС.

Причины, вызывающие неправильное произнесение звуков, могут иметь врожденное или приобретенное происхождение, поэтому так важно перед началом тренировок обратиться за профессиональной помощью к речевому терапевту. Только под пристальным наблюдением врача-логопеда, благодаря своевременной корректировке лечения и комбинированному применению различных методик можно навсегда избавиться от досадных дефектов речи.

Для поддержания эффекта занятий с логопедом и ускорения процесса коррекции дикции необходимо заниматься дома, причем делать это надо систематически и планомерно, не откладывая на потом. Только постоянная работа принесет ощутимые результаты.

Занимаясь самостоятельно, следует помнить, что только комплексный подход поможет справиться с неправильным произношением. Для этого необходимо выполнять ряд упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, и отрабатывать произношение проблемных звуков.

Упражнения для дикции.

  • Тренировка органов артикуляции.
  1. Сомкнутые губы вытянуть трубочкой и удерживать 5–10 сек.
  2. Пытаться дотянуться языком до носа или подбородка.
  3. Надувать щеки с сомкнутыми губами.
  4. Зевать с закрытым ртом.
  • Отработка отдельных звуков.
  1. Тянуть гласные звуки пока хватит дыхания.
  2. Выговаривать согласные без голоса «со взрывом» (п-б, к-г, д-т). Добавлять в них гласные (бу-пу, ко-го, ты-ды и т. д.).
  3. Произносить звукосочетания и бессмыслицы (бдго, кпты, ввгггрннп, ццврррнккгш и т. д.), отчетливо проговаривая середину.
  • Отработка фраз и предложений
  1. Быстро проговаривать скороговорки.
  2. Декламировать стихи.
  3. Повторять сложные труднопроизносимые словарные слова.

Для достижения лучшего эффекта можно во время упражнений зажимать зубами пробку, добавляя нагрузку на мышцы речевого аппарата.

Эти и другие эффективные упражнения могут использовать все, кто хочет улучшить свою дикцию и усовершенствовать свои речевые навыки. Чтобы достигнуть максимального эффекта за короткие сроки, целесообразно обратиться в Центр восстановительной медицины г. Набережные Челны для получения консультации и специально разработанной методики занятий, подходящей именно вам. 

Записаться на прием к логопеду можно по телефону: +7(953) 482-66-62 или через сайт, здесь  же можно ознакомиться с ценам и услугами, предоставляемыми клиникой.

Урок 5. Сценическая речь

Театр считается образцом, хранителем традиций и школой литературного языка. Долгое время нормой речи русского языка было произношение актёров МХАТа. И дело здесь не в «правильности» или «особенности», а в долгой и кропотливой работе, которая требуется для развития сценической речи. Переход с привычной для нас «бытовой речи» к сценической с ее выразительным звучанием – не такое простое задание, как кажется на первый взгляд.

В этом уроке мы постараемся прийти к пониманию того, что такое сценическая речь, какова ее роль для актёров и людей других профессий, какие техники и упражнения для постановки и развития сценической речи существуют.

Оглавление:

Что такое сценическая речь?

Сегодня сценическая речь является важной составляющей всех без исключения программ обучения актерскому мастерству. Это одно из профессиональных средств выразительности актёра. Сценическая речь также является средством театрального воплощения драматургического произведения. Через мастерство речи актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Для этого артисту нужно досконально владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.

Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней. На этом пути они меняли форму и содержание, развиваясь и совершенствуясь. Так, навык сценической речи оттачивали еще в Древней Греции ораторы и актёры. Наиболее знаменитым примером, наверное, стоит считать изыскания Демосфена. Упражняясь в красноречии, он много времени посвящал занятиям ораторским искусством, но говорил невнятно, за что постоянно подвергался насмешкам со стороны своих визави и рядовых слушателей. Совсем отчаявшись, он обратился за советом к другу – известному актёру театра. Последний прочитал перед Демосфеном отрывок из произведения Софокла настолько выразительно и живо, что тот понял – важна не только речь, но и произношение, тембр и сила голоса. Этими качествами Демосфен, к сожалению, не обладал: у него был слабый голос, он шепелявил и прерывисто дышал.

Оратор начал работать над своими недостатками. Он произносил речи, стоя на краю скалы у моря, преодолевая шум волн и порывы ветра. Во рту Демосфен держал маленькие камни, проговаривал без вдоха длинные фразы и целые предложения. Несколько месяцев он спускался в пещеру и там разговаривал, слушая свой голос. Занятия дали результат – сегодня мы говорим о Демосфене как о величайшем ораторе античного мира.

Говоря о современном театре, мы подразумеваем расцвет реалистического искусства, который связан главным образом с русским театром, и такими именами как М. С. Щепкин, А. Н. Островский, К. С. Станиславский. В разработанной последним системе работы актёра над ролью применялись приёмы, помогающие актёру вскрыть не только смысл текста, но и подтекст произносимых слов, захватывать, убеждать партнёров и зрителей «словесным действием».

К. С. Станиславский говорил: «Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли». Выразительности этого слова великий драматург посвятил три раздела во втором томе «Работы актёра над собой»: пение и дикция; речь и ее законы; темпо-ритм. Ниже мы собрали упражнения, как на основе рекомендаций Станиславского, так и других техник и методик, которые помогут поставить и развить сценическую речь.

Техника речи: советы и упражнения

Посещая различные семинары, тренинги, конференции, занятия (лекции в университете и уроки в школе), вы, наверное, обращали внимание на такой интересный факт: на одних мероприятиях в буквальном смысле хочется спать – и тема скучная, и голос лектора монотонно-убаюкивающий. На других все диаметрально противоположно – неугасающий часами интерес и насыщенная речь оратора. Чаще всего виной этому не смысловая наполненность информации, а способ ее подачи. Рассказ без эмоций, монотонное бормотание «под нос», отсутствие интонации способны загубить любое выступление. То, как человек говорит, порой становится дополнительной мотивацией послушать его и иметь с ним дело. Это важный коммуникационный навык, не только для артистов сцены, но и многих, чья сфера занятости связана с общением, обучением, продажами.

Развитие техники сценической речи подразумевает в первую очередь работу над голосом. Голос – сложное явление, в котором задействованы определенные группы мышц и психофизический аппарат человека. Звучание голоса зависит от дыхания, эмоционального и физического состояния человека, поэтому тренировка речи подразумевает комплекс разноплановых упражнений. Это работа над постановкой дыхания, артикуляцией, звучанием, дикцией.

Упражнения для постановки дыхания

Одним из самых важных умений в данном блоке является тренировка вдоха через нос вместо привычного «хватания» воздуха ртом.

  1. С открытым ртом сделать вдох и выдох через нос. Повторить 10 раз.
  2. Рука на животе. Делаем медленный вдох, считая в уме до 4. Без задержки выдыхаем, снова считая до 4. Во время упражнения важно ощущать рукой как подымается и опускается живот. Если эти движения тяжело различимы, следует наклонить корпус вперед, положа руки на поясницу. На вдохе должно ощущаться расширение этой области. Каждый следующий вдох-выдох увеличиваем счет на единицу (5,6,7…).

Оптимальным дыханием считается грудное, его нужно развивать.

  1. Исходное положение стоя. На вдохе представляем, что нюхаем цветок. Выдох плавный, со звуком «пфф», при этом нужно втягивать живот. Вдох – короткий, выдох – долгий.
  2. Классическое упражнение. Нужно вдохнуть, и на выдохе, на «одном» дыхании проговорить долгую фразу.

Упражнения для артикуляции

Артикуляция – совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, тем внятнее и четче человек говорит.

Во время выполнения упражнений для артикуляции следует начинать с обычного проговаривания звуков. Сначала гласных (единичных У, Ы, И, О, Э, А, Ю, Е, Я, Ё, потом в связке У – У – Ы – Ы; У – У – И – И; У – У – О – О; У – У – А – А), потом – согласных (П, Б, Т, Д, Х, К, Г, Н, М, Ф, В, Л, Р, Ч, Ц, С, Ш, Щ, З, Ж; твердые и мягкие отдельно), завершить – сочетаниями гласных и согласных по типу: КА – КУ – КЕ – КО – КИ. Во время тренировки звуки нужно произносить сильнее и ярче, чем в бытовой речи.

Очень хорошо развивает артикуляцию произнесение скороговорок. Говорить их нужно шепотом и более медленно, постепенно наращивая силу и скорость. Вот некоторые примеры:

  1. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
  2. Добыл бобов бобыль.
  3. Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп.
  4. От топота копыт пыль по полю летит.
  5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  6. О любви, не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня?

Упражнения для звучания

Звучание – тональность, диапазон, интонация.

  1. Прочитать стих таким образом: первая строчка громко, вторая – тихо.
  2. Поупражняться в произношении обычной фразы, вкладывая в нее оттенки разных чувств: грусти, радости, укора, гнева, страсти, удивления.
  3. Нейтральную фразу произнести голосами разных животных, соответственно вашему представлению. Еще лучше разыграть диалог.

Упражнения для дикции

Дикцию также хорошо развивают скороговорки. Кроме того есть другие упражнения.

  1. Положение – стоя, руки на груди. Вдохните, на выдохе начинайте медленно наклоняться вперёд, при этом произнося гласные «у» и «о» длительно и протяжно, настолько низким голосом, насколько можете.
  2. Косность речевого аппарата помогает преодолеть проговаривание трудных сочетаний: ВЗВА, ЛБЛБАЛЬ, ФСТРА и др.
  3. Можно читать любой текст с закрытым ртом.

Это далеко не все возможные упражнения, но выполняя их, вы со временем улучшите свои навыки.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

 

как улучшить дикцию и речь

При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков - именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения звуков:

1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных звуков, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера.Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухихных без голосов, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.

2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».

3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда образ губыуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.

4. Произнесение трудных буквенных сочетаний.Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.

Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ.

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ.

КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ.

ЗДРИ-ЗДРЭ-ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ.

10 мощнейших упражнений для развития дикции

Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

AdMe.ru старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян "Научитесь говорить так, чтобы вас услышали".

1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»

  • Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

2. Артикуляция звуков «К - Г, X»

  • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

3.Отработка звука «Ц»

  • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

4. Произнесите сначала, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кэшт, кшту, кшто.

5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх - вверх, ведение - вводить, толкнуть - оттолкнуть, - поддержать, тащить - оттащить, водный - вводить, сорить - ссорить.

7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забейте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

8.Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.

9. Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

10. Повторите медленно, а быстро сложные слова:

  • (В, ш) - воспользовавшимся
  • (К) - мелкокалиберными
  • (П, в) - опубликовывать
  • (П, р) - опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) - территориальная целостность
  • (Р, т) - проиллюстрировала
  • (Р, в) - ревербератор
  • (С, ф) - средств
  • (Ч, в) - четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) - фантасмагорический

Упражнения для улучшения дикции - Ломоносовская частная школа

Укрепление мышц нижней челюсти

Упражнение 1.

Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ». При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается.

Упражнение 2.

Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» в национальном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.

Упражнение 3.

То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч. На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение.

Укрепление мягкого нёба

Упражнение 1.

Откиньте голову и полощите горло воздухом, выговаривая протяженно букву «М», но не выдвигайте нижнюю челюсть.

Упражнение 2.

Попытайтесь зевнуть при закрытом рте.

Упражнение 3.

Вдох через нос с втягиванием щек, челюсть опущена и губы сжаты, на выдохе тяните звук «М».

Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз.

Укрепление мышц языка и губ

Упражнение 1.

Проговаривайте «БЯ», положив язык на нижнюю губу;

Упражнение 2.

Произносите звуки «АС», быстро высовывая и убирая язык за зубы;

Упражнение 3.

Произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ»;

Упражнение 4.

Для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д .;

Упражнение 5.

Сделайте звук трубочкой и тяните «М-М-М», затем улыбнитесь.

Исправление недостатка звука в резонирующей полости рта

Упражнение 1.

При прямом и естественном положении тела на медленном выдохе произнесите «СССССССССС….», «ШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРРРР», «РЬРЬРЬ…».

Упражнение 2.

При текущем положении тела на интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! », Которое переходит в непрерывный звук« ФФФФФ… ».

Упражнение 3.

Зажмите рукой рот, нос, в этом положении попытайтесь проговорить звук «М», затем, убрав, прочитайте любой текст с большим пальцем «М» или «Н».

Преодоление неразвитости грудного звучания, мышечных зажимов

Упражнение 1.

Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну на грудь, чтобы ощутить вибрацию, другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох - стон («УУУУ») - теплый вдох.Если вы все делаете правильно - у вас возникло ощущение зевка и свобода в области глотки.

Упражнение 2.

Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать удар легким диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.

Каждое последующее упражнение увеличивает число ударений на единицу и, таким образом, вы доводите до пяти ударений подряд.

Преодоление чувства задыхания при быстром разговоре или одновременном разговоре и ходьбе

Упражнение 1.

В наклонном положении вы ходите и ищите воображаемый предмет, проговаривая вслух любое четвертое, но следите за тем, чтобы дыхание было ровное.

Упражнение 2.

Прыгайте через скакалку и проговаривайте несложный стихотворный текст таким, чтобы прыжки совпадали образом со слогами слов. Если упражнение поначалу покажется сложным, будет сбиваться речь и дыхание.

Развитие и усиление голоса

Упражнение 1.

Возьмите любой стихотворный текст, состоящий из 8 и более строчек и начните проговаривать его таким образом, чтобы на начало строчки пришелся низкий уровень вашего диапазона и с каждой строчкой он постепенно повышался, достигнув последнего на последнюю.

Упражнение 2.

После того, как вы овладели этим заданием, начните с высокого и заканчивая низким диапазоном вашего голоса.

По мере успешности выполнения увеличивайте число строчек стихотворения.

Упражнения для дикции | Все статьи | Планета талантов

Уверен, не стоит вас обвинять, дорогие читатели, в том, что красивая, наполненная, объёмная, понятная речь - это залог вашего успеха в коммуникации с окружающими людьми на протяжении жизни. Известно, что приблизительно 30% людей в мире заметные проблемы с дикцией и артикуляцией.

Что же такое правильная речь?

Под правильной речью и хорошей дикцией идет четкое и отчетливое произношение всех звуков языка , на котором изъясняется говорящий.Всё это обеспечивается путём верной артикуляции каждого из звуков в словах и фразах. Полуоткрытый рот, малоподвижные мышцы нижней челюсти, вялый язык, неправильное дыхание делают нашу речь малопонятной, а в результате неубедительной.

Как улучшить дикцию?

Дикция - понятие достаточно обширное, которое содержит в себе такие составляющие как дыхание и артикуляция.

Дыхание

Несомненно, мы можем произнести нашей речи наше дыхание.Во время продолжительного разговора или произнесения текста мы сталкиваемся с проблемой нехватки дыхания, становиться сбивчивой, не выраженной, обрывистой. Справиться с этим можно, если тренировать диафрагму . Начать необходимые упражнения можно с надувания воздушного шарика. Далее перейти к упражнениям на длинные гласные. Гласные необходимо тянуть на выдохе через рот, увеличивая с каждым разом длительность выдоха. Со временем можно выйти на 20-30 секунд. Это можно усложнять повышением и понижением голоса.

Так же можете использовать другие упражнения на развитие правильного речевого дыхания:

  • Счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три ...), постепенно увеличивать счет до 10-15,
  • Обратный счет (десять, девять, обратный…),
  • Пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе и др.

Скороговорки для дикционных упражнений

Мы знакомы со скороговорками с детства.Это предложения, в которых выстроен определенный ритмический рисунок, где выстроены на основе труднопроизносимых согласных и гласных звуков. Использование различных скороговорок при достаточной регулярности даёт хорошие результаты в работе над исправлением дикции . Для начала, возьмите простые, легкие для произношения скороговорки. Переходите к более сложным только тогда, когда будете уверены, что добились максимально четкого воспроизведения всех звуков в словах. Можете темп произношения от медленного к быстрому, но не забывайте о чётком, членораздельном, внятном произношении.

Следующий этап - усложнение, препятствие при произношении той или иной скороговорки. Вы можете использовать винную пробку, как ее произносите между зубами и произносите скороговорки от простых к сложным. Делайте данное упражнение, пока не поймете, что добились достаточно внятного произношения и общий смысл скороговорки стал понятен окружающим. Далее такие упражнения можно сочетать с бегом, ходьбой и любым другим имитацией действий, например, рубкой и др. Найти необходимые скороговорки можно в любом количестве в сети интернет.

Артикуляционные упражнения

1. Упражнения, развивающие мышцы нижних челюсти:

Для тренировки речевого аппарата голосовые упражнения «Стон» и «Гудок». Не забывайте об упражнениях на развитие подвижности органов артикуляции, в упражнениях для развития подвижности нижней челюсти. Работу над усилением мышц нижней челюсти стоит делать до момента, пока не появится ощущение свободы в этих мышцах.

2. Упражнения для развития подвижности губ:

Вялые и неподвижные губы отрицательно на чёткое произношение многих согласных и гласных звуков, поэтому тренировка их подвижности дело немаловажное.

Нарочитое растягивание, округление, вытягивание, смыкание и другие физические физические манипуляции с губами во время работы со звуками, словами, неотъемлемая часть работы с нашими речевым аппаратом. Во время чтения вслух любых текстов обращайте внимание, чтобы губы обязательно участвовали в процессе звуко- и словообразования.

3. Упражнения на развитие мышц языка:

Язык, как и губы, принимают такое же важное участие в образовании звуков и слов. Отчетливая речь обеспечивается в основном согласными звуками, а согласные звуки в большинстве случаев образуются при помощи языка в сочетании с зубами и нёбом. Умение быстро переключаться с одной другой при их стечении важным навыком, который необходим, подбирая соответствующие упражнения. Выбирайте для упражнений такие слова, в которых стекаются две, три и четыреных.Также вам поможет скороговорки.

В работе над дикцией и артикуляций не пренебрегайте упражнениями, тренирующими мышцами нёба. Упражнения на установление и закрепление центрального речевого голоса, как и упражнения на освобождение от мышечных зажимов вам определить, в каком положении аппарата голоса звучит наиболее убедительно, чётко и красиво.

Работайте над развитием диапазона и его усилением. При этом вы должны знать, что сила нашего голоса в основном зависит от интенсивности дыхания и в меньшей степени от напряжённой гортани и нагруженных или напряженных связок.Не забывайте об упражнениях развивающую правильную интонацию. В этом вам может помочь гекзаметр, составленный А. В. Прянишниковым «Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении…» (см. В интернете по первой строчке данного гекзаметра).

Общие рекомендации

· Регулярно выполняйте все рекомендуемые упражнения, от частоты даже занятий зависит от достижения цели в самом безнадёжном случае ;

· Делайте каждое из упражнений не менее 5 минут, переходите к следующему упражнению.

· В работе над дикцией и артикуляцией всегда переходите от простого материала к сложному;

· Используйте различные средства записи / воспроизведения, чтобы была возможность слушать / смотреть вашу работу в дальнейшем, анализируя, корректировать упражнения, двигаясь к намеченной цели;

· Старайтесь заниматься с педагогом: взгляд со стороны важная составляющая успеха! Запишитесь на курсы актерского мастерства.

Удачи в работе над собой!

Автор: Режиссер и актер Московского драматического "Театра на Малой Бронной", Театра им. М.А. Булгакова. Преподаватель актерского мастерства и сценической речи школы "АРТ Проект" О. Н. Ларченко

Как развить дикцию - Студвей

Правильная речь и правильный выговор в наше время - редкость среди «простых смертных». Бывает, что человек так тараторит, думаешь - иностранец, а потом оказывается, что вы говорите на одном языке.

Хорошая дикция - это качество, необходимое, в первую очередь, публичным людям: политикам, журналистам, ораторам, операторам колл-центров. Однако если вы хотите быть успешным, то вам тоже придется поработать над своей речью.

Укрепляем мышцы

Для того, чтобы язык не заплетался, его необходимо тренировать! А кроме мышц языка, еще нужно тренировать губы, нижнюю челюсть и правильное речевое дыхание. Вот с него и начнем.

Упражнения для речевого дыхания

  • Разрабатываем диафрагму: примите удобное положение - стоя, лежа на спине - одну руку положите на живот, вторую - на грудную клетку.Вдохните через нос, при этом ваша грудная клетка и живот должны расширяться. Затем - спокойный выдох через нос, живот и грудь принять начальное положение.
  • Быстро вдохните через нос, задержите дыхание на 2–3 секунды и медленно выдохните через рот.
  • Откройте рот пошире и сделайте быстрый вдох. На неспешном выдохе произносите какой-нибудь из гласных звуков (а, о, у, э, ы, и).
  • Посчитайте на одном выдохе до пяти. Если это упражнение дается вам легко, посчитайте до десяти.Все еще легко? Считайте в обратном порядке!
  • Читайте поговорки и пословицы на одном дыхании. Чтоб далеко не ходить, вот вам примеры:
  • «Помычите»! Сомкните губы и тяните звук м, меняя интонации и громкость голоса.
  • «Порычите»! На этот раз губы можно не смыкать. Поиграйтесь со звуком р - также меняйте громкость звука и интонации.
  1. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
  2. Правой рукой строят - левой ломают.
  3. Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.
  4. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
  5. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
  6. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… (Егорок может считать, пока позволяет дыхание!)

Упражнения для языка, губ и челюсти

  • Поставьте перед собой зеркало и в течение пяти минут показывайте себе язык: высовывайте его как можно дальше, затем быстро прячьте обратно за зубами, потом снова высовывайте и снова прячьте.
  • Дотроньтесь кончиком языка до внутренней стороны левой щеки, затем - правой. Повторяйте эти движения 7─10 минут.
  • Исходное положение: рот закрыт. «Полируйте» зубы с внутренней стороны - 20–30 круговых вращений по часовой и против часовой стрелки.
  • Высуньте язык и начните им вращать в воздухе 15 кругов по часовой стрелке и 15 - против.
  • Соберите губы в трубочку, а затем растяните в улыбку. Повторяйте комбинацию в течении 7 минут.
  • Надуйте щеки.Начинайте гонять воздух (со слюной) сперва по часовой стрелке, затем - против.
  • Покорчите себе немного рожицы - это и мышцы лица разомнет, и настроение поднимет.

Реклама

Говорим правильно

Для того, чтобы ваше произношение было красивым и правильным, усвойте несколько простых правил:

  • Не «глотайте» окончания слов! Очень часто при быстром разговоре люди упускают окончания. Чтобы научиться этого, проговаривайте такие ряды:

ПТКА - ПТКО - ПТКУ - ПТКЭ - ПТКИ - ПТКЫ

ТПКА - ТПКО - ТПКУ - ТПКЭ - ТПКИ - ТПКЫ

КПТА - КПТО - КПТУ - КПТЭ - КПТИ - КПТЫ

БИ - ПИ - БЭ - ПЭ - БА - ПА - БО - ПО - БУ - ПУ - БЫ - ПЫ

ПИ - БИ - ПЭ - БЭ - ПА - БА - ПО - БО - ПУ - БУ - ПЫ - БЫ

МВСТИ - МВСТЭ - МВСТА - МВСТО - МВСТУ - МВСТЫ

ЗДРИ - ЗДРЭ - ЗДРА - ЗДРО - ЗДРУ - ЗДРЫ

ЖДРИ - ЖДРЭ - ЖДРА - ЖДРО - ЖДРУ - ЖДРЫ

  • Старайтесь избегать в своей речи слов-паразитов вроде «ну», «это», «как бы», «в общем», «короче».
  • Читайте больше для того, чтобы пополнять свой словарный запас.
  • После просмотра или прослушивания речи какого-нибудь известного спикера, попытайтесь повторить ее вслух, со всем пафосом и заковыристыми словами (правда, очень хорошо было бы, если бы кто-то под видео приводил текст речи ?!)
  • Посвящайте хотя бы полчаса своего времени проговариванию скороговорок. Для пущего эффекта положите в рот грецких орехов ─ и вперед! Примеры скороговорок вы можете найти здесь.Также весьма популярной является «сборная солянка» из скороговорок - скороговорка про Лигурию.

Фото: kinopoisk.ru.

Помилка в тексті? Виды, натисни Shift + Enter или клики тут .

Работа над дикцией и артикуляцией.

Мечта Демосфена: Тренируем дикцию современными способами и без камней

Произносить звуки чётко, понятно и правильно.Такой была мечта афинянина Демосфена. По крайней мере, это утверждают учебники. В Древней Греции умение рассказывать истории и выступать на публике было не пользоваться услугами, а навыком.

В энциклопедическом направлении «дикция» - это произношение, манера выговаривать слова. Демосфен учился чётко и понятно произносить звуки с помощью камней. Он собирал их на берегу реки, засовывал в рот и произносил разные речи. Сегодня разработано большое количество упражнений, которые помогут обрести «новый голос».

Итак, приступим к оттачиванию мастерства дикции. У вас в отличие от Демосфена есть плюс: камни в рот засовывать не нужно.

Камень первый. Выносливость

Упражнения на дикцию можно сравнить со спортивными. Чтобы достичь результата, нужны регулярные тренировки. Создавайте для своего речевого и дыхательного аппаратов тяжёлые условия, в которых им придётся стать сильнее и выносливее. Так они не подведут вас в момент выступления. Вот несколько упражнений, которые помогут вам.

  1. 1. Возьмите деревянную винную пробку.

    5-10 минут по несколько раз в день читайте или произносите с пробкой во рту любой текст. Это поможет голосовые связки и часть артикуляционного напряжения в напряжённом состоянии.

  2. 2. Отправляйтесь на пробежку в наушниках.

    Включите аудиокнигу и повторяйте речь диктора. Такая проверка на выносливость речевого и дыхательного аппаратов даст очень быстрые результаты - чёткое произношение звуков будет вашей наградой уже на финише.

  3. 3.Говорите и пойте с зажатым носом.

    Это максимально активизирует артикуляционный аппарат. Есть только два звука на русском языке («м» и «н»), которые не произнести с закрытым носом, поэтому выбирайте тексты без этих букв или заменяйте их.

Камень второй. Артикуляционный аппарат

Секрет хорошего выступления - расслабленный артикуляционный аппарат. Он отвечает за создание и произношение звуков - главные инструменты в «речевом оркестре».Чтобы щеки, губы, зубы, язык, челюсти, нёбо, глотка и гортань производили чёткие звуки, нужно просто постараться их расслабить.

Звучит проще, чем кажется: внутренний психологический барьер может сковывать челюсти, шею и язык, что приводит к неправильному произношению. Что со всем этим делать? Перед публичным выступлением просто выполните несложные упражнения.

  • Приоткройте губы. Это расслабит мышцы вокруг рта и глаз, вы перестанете щуриться и морщиться.

  • Сделайте выдох с вибрацией губ. Должениться получиться эффект «фыркающей лошади».

  • Запрокиньте голову назад и максимально откройте рот, зевните или изобразите звук зевания. Это одно из самых эффективных упражнений на расслабление мышц челюсти и голосовых связок.

  • Не «сковывайте» дыхание, расслабьте диафрагму и выдыхайте легко и свободно.

  • Подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую.Этот трюк вводит организм в состояние нехватки кислорода, когда мозг снижает скорость процессов в организме, автоматически успокаивается дыхание.

  • Чтобы подготовить голос к работе, можно сделать упражнение Шаляпина. Он по утрам дразнил своего пса: сначала рычал, а затем повторял «ав-ав-ав». Певец таким образом разогревал и расслаблял гортань. Главное, следите, чтобы собака вас не укусила.

Следите за нами.Это интересно.

Советы педагогов. Лучшие выступления. Афиши концертов.

Камень третий. Чёткость

Скороговорки - занимают верхние строчки хит-парада по скорости и эффективности исправления дикции. Важные условия: произносите их громко и чётко, не старайтесь сразу сделать это быстро. Уделите внимание тем скороговоркам, где есть проблемные для вас звуки.

На тренировку шипящих:

Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшего Вавилу.У Танечки - тачка, а у Анечки - печенья пачка. Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Для тренировки глухихных «к» и «п» в конце слов:

Бык тупогуб тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. У перепелa и перепелки пять перепелят. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком. В Луку Клим луком кинул.

Для раскатистого «ррр»:

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру - на Фрола Лавру навру.В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона. Дровоколорубы рубили дубы на срубы.

Для мощного «Т» в конце и средине слова:

Ткёт ткач ткани на полотки Тане. Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю, шел к тополю Толя. От топота копыт пыль по полю летит.

Камень четвертый. Просто повторяйте

У нашей музыкальной школы есть свой вокальный блог на ютюбе. Называется он «Не пой при мне». Ниже 4 видео, в которых мы показываем упражнения на диктовку, которые используются в своей практике.

Главное для оттачивания правильной дикции - постоянство тренировок. Именно усердие Демосфена на политические подмостки и сделало великим оратором. Чем вы хуже?

Первое пробное занятие

Константин, ваша заявка уже на почте у администратора.

Мы перезвоним вам в течение часа с номера 8 (812) 501 83 83. Хорошего дня.

Произошла ошибка! Ваша заявка не отправлена!

1-ый шаг

Знакомство с педагогом.Вы рассказываете свои цели на обучение и каких результатов вы хотите достичь.

2-ой шаг

Преподаватель школы определяет вашу музыкальность: слух, чувство ритма, интонирование.

3-ий шаг

Исходя из ваших целей и текущие данные педагогит предложит программу вашего обучения.

Внятность речи у оратора

Техника речи оратора включает внятную дикцию среди с красивым, поставленным голосом. И если из зала часто переспрашивают, просят повторить - самое время задуматься о работе над внятностью Вашей речи. У нас в речи есть гласные - произносимые в основном голосом и согласные - работающие совместно с гласными. Поэтому работа над качеством гласных звуков - это область постановки голоса. А вот согласные - это уже работа над артикуляционными речевыми качествами.

Внятно о членораздельном

Некоторые специалисты различают аж определения, касательно звукопроизношения звуков: внятность и членораздельность.При этом членораздельностью они называют произношение звуков в их речевых нормативах. Скажем, горловой звук «р», который так хорош для Франции, у нас в России будет считаться нечленораздельным. К этой группе относится также шепелявость (призубный сигматизм и неправильное произнесение шипящих), двугубный «л» (Уапуандия вместо Лапландии) и некоторые другие дефекты. Коррекция дефектов речи относится к области логопедов. Вначале звук ставится, затем его учатся произносить в слогах, после в словах, наконец, во вразах и, в заключении, в свободной речи. При этом опыт «вечно живого» Владимира Ильича явно доказывает нам, что «кагтавость гечи огатогу не стгашна!»

А вот внятность речи куда важнее для человека на сцене. Внятность - чёткость произношения звуков - обеспечивает хорошее слышание произносимой речи всем залом.

Как тренировать внятность?

Обыкновенно, полагаясь на естественный ход мыслей, люди ассоциируют работу над внятностью с произнесением скороговорок. Отчасти это так. Лишь отчасти.Скороговорки хорошо тренируют ловкость мышц. Для внятной дикции же этого мало. Нужно ещё и добавить сами мышцы артикуляцимонных органов. Для этого существуют разные артикуляционные гимнастические упражнения. А здесь особо выделен два обнаруженных метода.

1. Чтение скороговорок и текстов с карандашом *

а) Возьмите карандаш за оба конца двумя руками.
б) Приоткройте рот и улыбнитесь.
c) Закусите карандаш, сохраняя улыбку. Теперь его держат боковые зубы.
d) Расположите язык над карандашом.
e) Начинайте читать скороговорки или любые тексты, следя при этом за максимальной внятностью произносимых звуков.

2. Чтение скороговорок и текстов с деревянной пробкой от винной бутылки (фигурные пробки от шампанского не подходят) *

а) Возьмите пробку пальцами за оба конца.
б) Откройте рот пошире.
в) Закусите пробку передними зубами.
г) Начинайте читать скороговорки или любые тексты, как и в первом упражнении, следя за максимальной внятностью Вашего произношения.

Первый из этих способов успешно тренирует мышцы языка, а второй - снимает челюстной зажим (одну из плохой причиной дикции) и проводит общую тренировку артикуляционных мышц.

* Примечание: Данные упражнения не рекомендуется со слабой эмалью и с ортодонтическими брекетами (в период коррекции).

Где можно получить профессиональную помощь?

На ораторском тренинге «Выступай - легко!» мы в обязательном порядке проходим ряд упражнений на оптимизацию голоса и дикции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *