Упражнения для голосовых связок для пения: 12 упражнений на расслабление для улучшения речи и голоса : Блог Александра Герасименко

Содержание

12 упражнений на расслабление для улучшения речи и голоса : Блог Александра Герасименко

Существуют термины “ленивый язык” и “ленивые губы”, которые считается причиной невнятной речи. На самом деле, язык и губы не ленятся, а не могут расслабиться и поэтому не могут быть легко подвижными. Четкая речь – это способность быстро напрягать и расслаблять разные мышцы артикуляционного аппарата. Снятие ненужного напряжения в мышцах лица и тела может значительно и главное сразу улучшить речь и голос. Сегодня я расскажу, как избавиться от этого напряжения.

“Голосовая система” имеет три уровня: лицо, гортань (включает язык, он крепится к гортани) и диафрагму. Напряжение скопившееся в любом из этих отделов мешает голосу звучать, комкает речь и отнимает от сказанного важность.

Упражнения перечисленные ниже, это часть из того, что я собрал занимаясь с лучшими коучами по постановке речи и голоса, которая пригодна для самостоятельного обучения.

 

 

1. Приоткройте губы

Это упражнение снимает напряжение с мест, где оно часто прячется – челюстных мышц, мышц вокруг рта и глаз (когда рот открыт, мы перестаем щуриться и морщиться). Приоткрытые губы – это самое легкое упражнение, но оно работает. Оно расслабляет все мышцы лица, напрямую или косвенно.

Фотографы просят девушек приоткрыть рот для придания их имиджу большей сексуальности и чувственности. С открытым ртом девушки не только выглядят сексуально, они выглядят более расслабленными, а значит более привлекательными.

2. “Фыркающая лошадь”

Еще одно эффективное упражнение для губ, ведущее к расслаблению всего лица. Сомкните губы вместе и слегка подайте их вперед, держа их вместе по внутренней стороне. Сделайте выдох с вибрацией губ. Дайте губам повибрировать, как выдыхают воздух лошади в мороз (при этом они качают головой, вам это делать не обязательно). Упражнение снимет напряжение с нижней части лица (напряженные губы не могут вибрировать, а значит вам придется их расслабить), а так же дает вам почувствовать границы губ, чтобы не прилагать излишних усилий для их смыкания во время речи.

Хороший боксер не уворачивается от удара на пол метра, он уходит на 10 – 15 сантиметров, этого как раз достаточно чтобы удар противника не достал его. Так он может быстрее перейти в контратаку и не тратит лишних сил на увертывание. Подобно боксеру, излишние усилие при смыкании губ будет вам только мешать. Говоря звуки Б, П, М вам нужно просто сомкнуть и быстро разомкнуть губы, для этого надо чувствовать их границы и они должны быть расслаблены.

3. “Радист”

Закройте ладонями уши и сделайте небольшие круговые движения, массируя голову в области ушей. В этой области головы часто скапливается много напряжения.

Во избежание атаки сзади нашим животным предкам приходилось держать уши в остро. “Уши в остро” – это не просто старомодное выражение, это описание ситуации, когда во время стресса у нас наблюдается спазм мышц вокруг ушных раковин. Сегодня многие люди уже утратили способность шевелить ушами, но те, кто это могут делать даже немного, должны научиться расслаблять эти мышцы.

 

 

 4. “Зевающий лев”

Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок. Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете. При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности. Если при этом вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.

На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка – это манера поведения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать. Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается. Вспомните зевающего льва и бояющуюся собаку в стае и вы сразу поймете связь между открытым горлом и спокойствием (а значит расслаблением и лучшим голосом).

5. Пение буквы “М”

Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцы гортани крепятся к голосовым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Вы прочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох (читайте пункт номер 9).

Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служить небольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.

 

 

 

Если диафрагма напряжена, она рефлекторно передает напряжение в голосовые связки и голос звучит слабым. Мышцы лица и губы пытаются взять всю нагрузку на себя, компенсируя плохую работу нижней части “голосовой системы” и говорящий начинает выглядеть неествественно, он или она как будто кривляются. Результат – или сильная потеря дикции или избыточная мимика и потеря доверия. Без расслабленной, свободно двигающейся диафрагмы голосу не хватает “поддержки”. Диафрагма для речи – это как корни для дерева и пренебрегать ее ролью в работе над своим голосом, тоже самое что хотеть чтобы цветы в доме росли, но при этом не поливать их.

6. “Пузатик”

Лягте на спину. Положите одну руку на грудь, другую на живот. Ваша задача при каждом вдохе поднимать руку на животе, при выдохе опускать ее. Рука на груди должна оставаться неподвижной. Чем чаще и дольше вы делаете это упражнение, тем больше правильное дыхание переходит в привычку. Когда упражнение закончено, делайте тоже самое в вертикальном положении, стараясь наполнить воздухом переднюю стенку и бока живота, но ни в коем случае не поднимайте при дыхании ни плечи, ни грудную клетку.

Дышите животом, как это делают младенцы. До 3х лет дети еще не осознают мнение о себе их окружения и дышат естественно – животом. Они даже на вид напоминают маленьких пузатиков. Затем этим детям уже хочется выглядеть красиво и подтянуто… и подтяжка, конечно, происходит в области диафрагмы. С этих пор в нашу жизнь входит само-навязанное напряжение и его следствие слабый голос и нечеткая дикция. Плохой дикцией и слабым голосом обычно страдают боксеры и бодибилдеры из-за их привычки задерживать дыхание.

Дышите животом и работающая на всю амплитуду диафрагма не просто придаст красоты вашему голосу, но и расслабит вас в целом.

 7. “Дрожь земли”

Ноги на ширине плеч, руки и голова свободно висят вниз, глаза закрыты, живот выпячен вперед в полном расслаблении. Начните делать частые с небольшой амплитудой вибрационные движения в коленях. Еще лучше подойдет вибрационная машина (платформа, которая сильно и часто дрожит). Сотрясение всех клеток тела заставляет вас чувствовать очаги напряжения в теле, потому что напряженные клетки и расслабленные вибрируют по-разному. Польза двойная: 1. Вы понимаете какая часть тела у вас напряжена и можете осознанно ее расслабить или препятствовать дальнейшему напряжению 2. Напряженные мышцы расслабляются от вибрации сами.

Это упражнение является секретным и продвинутые спикеры делают его за кулисами. Выдающийся спикер Тони Роббинс всегда стоит на вибрационной машине и прыгает на маленьком батуте за кулисами перед своими выступлениями (батут, кроме преимущества от вибрации, поднимает уровень его энергетики при первом контакте с людьми после выхода из-за кулис).

Поперечно полосатые мышцы (как бицепс и трицепс например) при этом входят в приятный тонус, а гладкая мускулатура (мышцы голосовых связок и гортани) расслабляются.

8. “Выйдите из туалета”

Перестаньте задерживать дыхание в любой ситуации. Не кряхтите и не тужьтесь. Напряжение копится и часто, чтобы избавится от него надо просто перестать его накапливать. Выдыхайте всегда легко и свободно.

В детстве у меня был друг, который позднее закончил наркотиками, тюрьмой и сейчас его уже нет. Что я отчетливо помню, так это то, что он постоянно кряхтел. Полагаю, кроме неправильного трактования мира и невзвешенных решений, черту в его жизни подвела простая вещь – он просто не мог справится с напряжением, которое он накапливал каждый день своей жизни, когда ему нужно было дышать – он не умел расслаблять диафрагму и искал выход хроническому напряжению. Да, все бывает так просто, как в фильме про доктора Хауза.

9. Делайте выдох дольше

Во время выдоха весь организм “впадает в спячку”. Во время выдоха сердцебиение медленнее, чем во время вдоха на 10-20%, а иногда и медленнее. Врачам знакомо такое понятие, как аритмия у спортсменов, когда замедление работы сердца при выдохе превышает допустимые границы. Вспомните наставления вашего тренера: “Выдох должен быть вместе с усилием!” чтобы сглаживать нагрузку на системы организма.

В нашем организме есть две нервные системы: симпатическая (напрягающая) и парасимпатическая (расслабляющая). Выдох выключает напрягающую симпатическую нервную систему и активизирует расслабляющую парасимпатическую (речь идет о напряжении гладкой мускулатуры – сосудов, кишечника, а не поперечно полосатой – бицепса или трицепса).

Если же вы, наоборот, будете осознано делать вдох дольше, а выдох резким и коротким, то ваше артериальное давление повысится а частота сердечных сокращений увеличится, что введет вас в состояние напряжения и стресса. Скорее всего вы так и делали до того, как вошли в состояние перенапряжения, но только не осознанно.

10. Лежите на лопатках на болстере для йоги

Болстер – это мешок с мягким содержимым, который напоминает свернутое в рулон одеяло. Его диаметр 15 – 20 см. Лягте на него лопатками и закиньте руки в стороны и вверх. Это упражнение растянет мышцы груди, живота и рук (растянутые мышцы не могут быть напряженными) и самое главное – растянет диафрагму, которая будет посылать сигналы спокойствия всему телу при каждом вдохе и выдохе. Организм будет прислушиваться к себе и успокоится от своего же дыхания. Дышите, как всегда, животом.

11. Дыхание через одну ноздрю

Поочередно подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую. В режиме нехватки кислорода организму приходится снижать свою жизнедеятельность и успокоение будет навязано вашему мозгу и телу, даже если он изначально хотел рвать и метать.

12. Бег

Мое любимое упражнение. Помогает достичь здорового, равномерного тонуса в теле с одновременным расслаблением мышц лица, гортани (голосовых мышц) и диафрагмы. Настоятельно рекомендую сочетать с прослушиванием аудиокниг, чтобы “общаться с умным человеком” пока бежишь.

Обильная оксигенация (насыщение кислородом) всех тканей организма питает тело невидимым “топливом” (кислород нужен для работы мышц и систем) и заставляет мозг рождать новые идеи во время и после пробежки. Ускоряя кровоток, бег выводит токсины из мышц и систем. Кроме того, здоровая вибрация во время бега указывает организму на очаги напряжения и он сам от них избавляется. Из минусов, бег противопоказан тем, кого беспокоят боли и дискомфорт в суставах.

Мой знакомый заменил бег плаванием, но плавает исключительно в специальных наушниках под рекомендованные мной аудио-книги.

 

Врач своего дела: контроль общения с клиентом

Следующая

Как сделать жизнь интереснее: 20 фото моментов из моей жизни

Что делать, если голос садится: 10 советов от профессионала

Красивый сильный голос — главный инструмент вокалиста! Поэтому мы не хотим, чтобы он ломался, тускнел или отключался в разгар важного выступления. Но что делать, если проблема уже возникла, голос ослаб и начал садиться, а горло не болит? Как восстановить голосовые связки и избежать серьезных проблем в будущем? Мы обратились за консультацией к звездному педагогу по вокалу Марине Полтевой и узнали 10 профессиональных советов.

Совет первый: срочно обратитесь к врачу

Пропадающий голос может быть симптомом серьезных заболеваний горла, таких как фарингит, бронхит или трахеит.

Первое, что нужно сделать, если заметили, что ваш голос изменился, — обратиться к врачу и пройти профессиональное обследование.

Еще одной «медицинской» причиной слабого голоса является аллергия. Если помимо сипоты в горле вы обнаружили воспаление слизистой глаз, высыпание и зуд на коже, насморк и затруднение дыхания — обратитесь к врачу-аллергологу. В периоды обострения аллергии (обычно это конец апреля — начало мая, когда начинает цвести пыльца) вы особенно рискуете остаться без голоса. Как обезопасить себя в это опасное время?

Рекомендации

Пройдите консультацию врача и строго следите за выполнением его назначений. Регулярно пейте таблетки от аллергии, и управлять голосом станет заметно легче.

Совет второй: делайте зарядку для дыхания

Голос может потускнеть из-за проблем в работе дыхательных путей. Хрип и сипота в голосе и затрудненное дыхание — симптомы развития астмы! Не спешите бить тревогу, бежать к врачу и отчаиваться. Даже если вам поставили диагноз «астма» — это не значит, что вы не сможете петь.

Добиться правильного дыхания, натренировать легкие и вернуть себе сильный и чистый голос помогут регулярные дыхательные упражнения по методу Стрельниковой

Рекомендации
Упражнение «Ладошки»

Встаньте прямо, расправьте плечи, сложите руки перед собой в локтях ладонями вверх. Теперь начинайте делать короткие шумные вдохи носом и делайте хватательные движения руками. Сжимайте ладошки в кулаки с каждым вдохом и разжимайте с выдохом.

Сделайте 4 резких вдоха носом без перерыва, отдохните 5 секунд и повторите упражнение снова. Выполняйте это упражнение каждый день 24 раза.

Если во время упражнения у вас возникнет головокружение, не беспокойтесь. Сделайте небольшую паузу на 10 секунд и продолжайте заниматься. Через несколько
тренировок головокружение пройдет.

Упражнение второе: «Погонки»

Встаньте прямо, сожмите руки в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. Теперь, делая резкий вдох, выпрямляйте руки и толкайте кулаки вниз, словно хотите достать ими пол. Плечи должны оставаться расслабленными.

На вдохе верните руки в исходное положение. Сделайте 8 резких выдохов, повторяя упражнение, отдохните 5 секунд, повторите 12 раз.

Упражнение: «Повороты головы»

Встаньте прямо, расправьте плечи, медленно поверните голову вправо, делая короткий шумный вдох через нос. Выдохните ртом и поверните голову влево. Шумно втягивайте воздух носом, шея должна оставаться расслабленной. Поворачивайте голову 12 раз, не забывайте выдыхать ртом.

Делайте эти упражнения каждый день, пока идете на работу, гуляете с собакой или просто прогуливаетесь к дому, и уже через несколько недель ваш голос станет более звонким и глубоким.

Совет третий: берегите горло

Все знают, что профессиональные певцы не пьют холодные напитки и не едят мороженое, потому что берегут голосовые связки. Но холодный воздух не менее опасен для вашего горла, чем ледяная вода или эскимо!

Выходя на улицу в мороз из теплого помещения, старайтесь не делать глубоких вдохов, чтобы не застудить неподготовленные связки.

Рекомендации

Делайте быстрые короткие вдохи — это поможет сохранить правильный температурный баланс вашего речевого аппарата. Не дышите ртом! Каждый день выполняйте упражнения по технике Стрельниковой, чтобы натренировать сильный выносливый голос и сможете легко красиво петь в холод и в жару.

Совет четвертый: не напрягайте связки

Если вы все-таки заболели и вынуждены переносить ангину на ногах, старайтесь как можно меньше разговаривать.

Вашим голосовым связкам нужно время на восстановление.

Если говорить все-таки приходится, не шепчите, не позволяйте голосу хрипеть или сипеть при разговоре. Вы не бережете свои голосовые связки, а, наоборот, напрягаете их, не давая горлу выздороветь. Помните: говорить и петь на несомкнутых голосовых связках опасно для вашего голоса!

Рекомендации

Старайтесь произносить слова в полную силу. Не позволяйте себе разговаривать на сиплом звуке, не бойтесь специально смыкать голос во время разговорной речи и добивайтесь чистого звучания.

Если вы сорвали голос так сильно, что ощущаете привкус крови во рту, немедленно обратитесь к врачу-фониатру. Соблюдайте режим полной тишины, пока голос полностью не восстановится.

Совет пятый: пойте правильно

Если голос отказывает вам во время выступления, а после пения вы замечаете хрипоту и сипение, значит вы поете неправильно!

Если во время пения вы ощутили зажим, напряжение в связках и нехватку воздуха, но продолжили петь, если вам было тяжело, но вы закончили выступление за счет силы воли и энергии — значит вы пели на форсированном звуке и вашим связкам придется расплачиваться за это. Пение на форсированном звуке — неправильное пение, нарушает проточную работу дыхания и голосовых связок и вызывает сухость во рту и хрип.

Рекомендации

Многие думают, что коньяк помогает снять симптомы и сразу восстанавливает работу горла после выступления. Коньяк расширяет кровеносные сосуды и помогает утомленным голосовым связкам звучать лучше, но это временный эффект, он длится всего 15–20 минут. Потом наступает обратная реакция. Голос звучит сипло и теряет силу.

Нужно учиться правильно петь и выполнять регулярные дыхательные упражнения, чтобы убрать сухость ворту и добиться чистого красивого голоса.

Совет шестой: не стесняйтесь

Не спешите обвинять свой голос в недостаточной силе и выносливости! Известны случаи, когда чистому исполнению мешали психологические зажимы, боязнь сцены и смущение певца.

Застенчивым исполнителям требуется несколько дней, чтобы восстановиться после выступления и снова выйти на сцену. Если вам это знакомо, не расстраивайтесь, уверенность в себе тоже можно натренировать!

Бывают и обратные случаи, когда человек так сильно старается докричаться до мира и заявить о себе, что срывает голос.

Рекомендации

Старайтесь расслабиться перед выступлением. Сделайте небольшую разминку, чтобы убедиться, что вам ничто не мешает петь, а ваше тело двигается легко и свободно. Гимнастика поможет снять мышечные зажимы и подготовить легкие к пению.

Регулярно выполняйте упражнение «Волчица», о котором мы говорили в прошлой статье, чтобы привыкнуть к своему голосу, не бояться сцены и не перенапрягать связки во время выступления.

Совет седьмой: составляйте репертуарный план

После каждой композиции, выполненной в тяжелой, экстремальной для вас техники или ускоренном ритме, нужно давать своим голосовым связкам перерыв. Иначе голос не успеет восстановиться. Во время выступлений старайтесь избегать форсированного звука и не пойте на крике предыдущей песни.

Рекомендации

Щадите себя, когда составляете план выступления. Чередуйте «тяжелые» песни с более мягкими и спокойными композициями, во время которых ваш голос может отдохнуть.

В процессе пения задействованы ваши нейронные связи и нервные окончания. После тяжелого выступления телу нужен отдых, чтобы возродить новые нервные клетки. Дайте себе и своему голосу время, чтобы восстановиться после особенно тяжелого выступления. Сделайте перерыв в выступлении и занятиях вокалом, пока голосовые связки не придут в норму.

Совет восьмой: готовьтесь к экстремальному пению

За шумовыми эффектами экстремальных техник вокала (хрип, храп, рычание, расщепление, дисторшн) всегда стоят ложные голосовые связки.

Нагружая настоящие голосовые связки во время горлового пения, начинающий вокалист рискует сорвать голос и заработать серьезные осложнения. Чтобы достичь правильного горлового пения, нужно уметь управлять своим голосом и понимать, как работают ваши голосовые связки. Поэтому нельзя начинать заниматься экстремальными техниками вокала, не пройдя базового курса.

Рекомендации

Передать хрип и сразу перевести звук в сомкнутые голосовые связки — это сложная и опасная техника. Не пытайтесь освоить ее самостоятельно! Обратитесь за помощью к профессиональному педагогу по вокалу или пройдите наш курс «Петь легко» с Мариной Полтевой. За несколько недель вы узнаете свой голос и научитесь петь в любой интересной для вас технике.

Совет девятый: ведите здоровый образ жизни

Чтобы всегда оставаться в форме и быть готовым в любой момент выйти на сцену, откажитесь от вредных привычек и поддерживайте здоровый образ жизни.

Рекомендации

Следите за своим здоровьем. Занимайтесь плаванием, оно помогает развить правильное глубокое дыхание. Перед выступлением не употребляйте перец в пищу, не пейте пива и не ешьте семечки — они плохо влияют на ваш голос.

В период менструации голосовые связки у девушек особенно хрупки. Помните об этом и будьте осторожны во время выступлений в эти дни.

Совет десятый: откажитесь от секса

Увы, но после занятий сексом голос садится. Поэтому профессиональным

Упражнения по вокалу

Упражнения по вокалу

Все занятия вокалом начинаются с разогрева голосового аппарата.

Следуйте ощущениям, Вам должно быть комфортно во время пения.

В начале занятий всегда делают упражнения на средних нотах, к работе над высокими нотами переходят в середине занятий.

Не нужно спешить и сразу «атаковать» сложные фрагменты упражнений или музыкальных произведений. Сначала укрепите уже доступные ноты диапазона и добавляйте по одной новой ноте (высокой или низкой) в несколько занятий.

Помните о психологической стороне.  Очень важно чувствовать «УСПЕХ», именно так. От позитивных эмоций зависит скорость и качество вашего обучения. Пусть в Ваших занятиях будет больше моментов, которые уже хорошо получаются, а к трудностям относитесь как к задаче, для которой нужно время и терпение. Главное регулярно заниматься и доверять себе.

Если болит горло, или чувствуете сильную усталость-

то упражнения делать нельзя!

Упражнение 1

Упражнение - разогрев. Поём с закрытым ртом, используем среднюю громкость звука. Не касаемся очень высоких нот, т.к. это зажмёт голос и дальше заниматься будет невозможно. Если чувствуете напряжение в горле- остановитесь. Подождите пару минут, чтобы мышцы расслаблись и забыли ощущение зажатости, и пробуйте снова. Следите за ощущениями лёгкости или зажатости. Помните, что сейчас вы приучаете (, а может и переучиваете) себя петь правильно. Есть такое понятие как "мышечная память". Когда привыкнете петь правильно, всё будет получаться само-собой.

Просмотрите видео-урок "Вокальная позиция". Вы должны всегда петь в правильной вокальной позиции.

Пример

 

 

Мужской диапазон

 

 

Женский диапазон

 

 

Упражнение 2

 

Посмотрите видео-урок "Дыхание". Учимся сразу использовать правильное диафрагменное дыхание, фиксировать вдох верхним прессом и опираться на диафрагму. Время от времени проверяйте, положив руку на верхний пресс, правильно ли делается вдох и выталкивается воздух мышцами пресса. Конечно, помним о вокальной позиции. Первое время делайте упражнения перед зеркалом. Следите, чтобы плечи при вдохе не двигались.

 

Пример

 

 

Мужской диапазон

 

 

Женский диаразон

 

 

 

Упражнение 3

 

 

Продолжаем разогреваться. Более подвижный темп и быстрое переключение с ноты на ноту развивает гибкость связок. Следите за качеством пения и за интонацией (фальшивить и ползать по нотам нельзя). Помните, что сейчас вы обучаете себя, вырабатываете мышечную память. Как заучите- такой и результат получите.

Чтобы каждая нота звучала точно, добавьте еле ощутимую букву "г" (ма-га-га-га-га-ааа).

Начинайте с правильного вдоха, распределяйте выдох диафрагмой. Помните об объёмном звуке (вокальная позиция). Переходя с закрытого звука на открытый, только приоткрывайте звук губами. Не теряйте позицию и опору. На высоких нотах ещё сильнее опускайте челюсть (даже в закрытом звуке). Самая правильная позиция для высоких нот "на зевке". Попробуйте зевнуть и запомните, как увеличивается объём во рту. Запомните чувство, когда верхнее нёбо выгибается наверх, а корень языка сдвигается вниз.

 

 

Пример

 

Мужской диапазон

 

Женский диапазон

 

 

Упражнение 4

Арпеджио. Работаем над диапазоном. С закрытым ртом, помня о правильной позиции, вдохе и опоре звука, мы легко пробегаем с низких нот на высокие и обратно. Главное, это "связное пение". Добавьте к звуку букву "г", что бы точно вызвучивать каждую ноту, а не смазывать. Помните о "зевке" (в примере рассказывается о приёме "плаксивости", что поможет удерживать позицию). Также можно наклоняться.

Начиная мелодию- стоим ровно. Когда голос поднимается вверх, к высоким нотам, мы наклоняемся вниз, до тех пор, пока не дойдём до самой высокой ноты. Голос возвращается к низким нотам- мы выравниваем спину, возвращаемся в исходное положение. Наклоняться нужно на уровне поясницы, то есть, спина ровная. Если наклонятся в животе, то мышцы вытолкнут весь воздух, а этого нам не нужно.

 

С одной стороны, это приём-отвлечение. Во время наклона мы не думаем о нотах, мы думаем о "сохранности лба" 🙂 ведь высокие ноты могут не поддаваться из-за неуверенности. Значит, будем наклоняться, пока голос не привыкнет брать высокие ноты автоматически.

А второй момент, это- движение, которое помогает звуку диафрагмой (т.е. опорой). Обратите внимание на известных техничных певцов. Когда они берут сложную ноту, то чуть наклоняются или приседают, но в общем можно увидеть, как они напрягают мышцы пресса и выталкивают мощную кульминационную ноту.

Но просьба не увлекаться в громкости. Даже наоборот, чтобы высокие ноты пелись легче, их поют чуть тише и используют меньше воздуха по сравнению со средними.

Пример

 

 

Мужской диапазон

 

Женский диапазон

 

 

Упражнение 5

 

 

Все задачи предыдущего упражнения остаются. Здесь мы будем петь также, но прорабатывать гласные. Нужно пропеть по очереди все "А", "О", "У", "Э", "И". Впевают разные гласные на разных участках диапазона (т.е. на средних, низких и высоких нотах). Тогда голос справляется легко в песнях, ведь в словах всё те же гласные. Научись петь одинакого легко  и в среднем регистре и в высоком.

Пример

 

 

Мужской диапазон

 

Женский диапазон

 

 

Упражнение 6

Тренируем своё дыхание. Помним о правильном вдохе. Контролируем диафрагмой количество выпускаемго воздуха. Учимся держать ноту долго-долго на одном дыхании.

 

Пример

 

 

общий диапазон

 

 

Высокие ноты.

Когда вы только начинаете заниматься, помните, что слабое звучание голоса и особенно высоких нот - это нормально. Голосовым связкам нужно время и адекватная нагрузка, что бы окрепнуть на определённых участках.

И не имеет значения - Вы только начинающий певец или был перерыв в занятиях несколько месяцев. Пару недель придётся просто восстанавливать голос и приучать его к нагрузкам.

Занимайтесь три (3) раза в неделю (через день). Можно петь по пол-часа каждый день, если вы только разогреваете голос и не даёте на связки большую нагрузку. Если голос сипнет, мышцы горла напрягаются, нужно делать перерывы в занятиях, пока появится чувство лёгкости. Пробуйте петь не громко и с чувством, что вы постоянно «сбрасываете» напряжение в горле. Не разрешайте мышцам горла зажиматься. Научитесь расслабляться.

 

Упражнение 7

Разрабатываем высокие ноты особым приёмом- "поскрипывание" связками. Обращаю Ваше внимание, что это упражнение можно отнести к опасным для здоровья голосовых связок. Во-первых, голосовые связки на высоких нотах становятся тоньше, а значит легко могут повредится от напряжения мышц горла. Во-вторых, они должны выдерживать давление воздуха. Поэтому я призываю Вас на высоких нотах петь на средней громкости звука и не делать особо глубокий вдох. Научитесь петь с небольшим количеством воздуха на высоких нотах. А мощный звук появляется за счёт резонаторов.

 

Найти головной резонатор самостоятельно, без профессионального педагога, задача очень сложная. Но возможная, если заниматься с умом.

Именно по этому упражнение мы поём сначала с закрытым ртом. Послушайте пример, где показывается звук «поскрипывания связок». Это имитация звука скрипки. Но нельзя передавливать звук. Всё должно быть легко и без напряжения. В работе с высокими нотами, особенно помните про вокальную позицию и приопущенную гортань. Звук производится только голосовыми связками, Вы не должны чувствовать ни одну мышцу горла или мышцы под нижней челюстью.

Ноты в упражнении поются отрывисто для того, чтобы правильное звукоизвлечение восстанавливалось и Вы могли сбрасывать возникающее напряжение при исполнении длинной ноты. Помните, что открытый звук с гласной не меняет позицию, а просто приоткрываются губы.

Пример

 

 

Мужской диапазон

 

Женский диапазон

 

 

 

 

Упражнение для вокалистов - как петь в маску

Это выражение подразумевает пение с полным использованием верхних резонаторов (головных), пение в высокой звуковой позиции, которая является верхней опорой звука, в то время как дыхание - нижняя опора звука. Наши простые упражнения помогут ощутить, где эти полости располагаются, как до них добраться. Опубликовано на imbf.org

Интересны высказывания педагога Витта по этому поводу: “Вся суть постановки голоса заключается в умении направить звук “в маску” и удержать его там, уперев у корня верхних резцов... Звук “в маске” настолько ярко должен быть выражен, чтобы его можно было, что называется “видеть” как он бьет в корни верхних резцов. Чем дальше будет отодвигаться точка упора в твердое небо, тем менее блестящим будет сам по себе характер звука - тем глуше будет голос, тем большая возможность “посадить звук на горло”.

Возникает вопрос: как сдвинуть эту точку атаки к корням верхних резцов?

Простое задание поможет вам справиться с этим.

Откройте рот и введите в него указательный палец, довольно глубоко. Рука расположена ладонью вниз. Палец (ногтем вверх) прижать к небу. Возьмите дыхание и начните направленный выдох, медленный, “собранный в пучок”, как луч фонарика.
Указательный палец, прижатый к небу, как шкала прибора, ощутит тепло струи выдыхаемого воздуха. Самое теплое место на пальце - это “точка атаки” выдоха, и в это же место “ударяется” струя звуковой волны при пении.

Постепенно, путем фиксирования внимания, можно добиться, чтобы эта точка сдвинулась максимально к корням верхних зубов. После этого эти ощущения надо проверить со звуком. Внимательно вслушайтесь в свой голос, ищите в нем чистоту, яркость, при этом прислушивайтесь к своим ощущениям, запоминайте их.

Французский ученый 20-го века Р.Юссон установил, работая над этой проблемой, что между тройничным лицевым нервом (район носовой полости и придаточных пазух) и голосовыми мышцами существует рефлекторная связь. Этот правильный посыл голоса (воздушной струи) раздражает окончание лицевого нерва, разветвляющегося на небном своде, что повышает тонус голосовых мышц и усиливает яркость, звонкость, полетность и тембровую красоту звука.

Старые итальянские педагоги для ощущения “маски” рекомендовали такие упражнения:

на удобном тоне напевать звуки “м”, “н”, “в”, ощущая вибрации в переносице, на губах, на верхних зубах и полную свободу широкой глотки. Если корень языка напряжен, поднят, то этих ощущений не возникает.

Первый раз это упражнение делается с открытым ртом - “нычание”, а потом с закрытым - “мычание”.

Эти упражнения помогают освободиться от горлового звучания, они так и вошли в практику под названием “нычание” и “мычание”.

Выдвижению звука помогают упражнения на принципе мычания: произнести слог ма, ми, мо, му, концентрируя звук “м” в маске (щекотание верхней губы, зоны корней верхних зубов) и последующего гласного звука без изменения ощущений и направления потока звука и его энергии. В горле не должно возникать никакого напряжения. Работа начинается с самого удобного гласного звука, конечно, все очень индивидуально.

В Италии, в том теплом, солнечном климате эффективность этих упражнений явно повышается, так как климат, солнце, море сами по себе снимают у человека зажатие, делают его естественным, свободным.

В нашем холодном, сыром, непостоянном климате все ощущения у человека иные, так как есть постоянная скованность, закрепощенность. Актеры театра “Ла Скала” удивлялись, когда были у нас на гастролях, как здесь поют и живут вокалисты, когда климат, теплая и тяжелая одежда способствуют зажатиям.

Наши начинающие певцы имеют очень часто зажатые глотки, поднятые плечи, надо быть очень внимательным, чтобы упражнения “мычания” и “нычания” не укрепили этих недостатков.

Об этой опасности говорит М.Э.Донец-Тессейр, она считает, что с приемом “мычания” следует быть осторожным, не увлекаясь им, так как он приучает к недостаточному поднятию мягкого неба, что приводит к гнусавости. Чувство головного резонатора она называет  ’’чувством переносицы’’, считает, что это ’’обеспечивает собранность звука, его высокую позицию’’.

Мы говорили о ’’маске’’, о головных резонаторах, то есть  о месте, куда посылается поток воздуха, звука. А как он посылается?
“Атака” звука - это посыл дыхания в момент начала звука. Дыхание посылается узкой струей, как “укол”, в высокую позицию (к корням верхних зубов). Физиологи говорят, что атака звука - это способ и быстрота, при которой дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому; момент и степень замыкания голосовых связок. Атака оказывает большое влияние на голос в момент его зарождения. Для овладения верной атакой педагог М.Л.Петренко рекомендует использовать упражнения на staccato (итал. стаккато - отрывисто)

Начинающим помогут такие упражнения:

  1. Сказать очень “остренько” в корни верхних зубов: а,а,а,а или у,у,у,у. Говорить на удобной ноте. Должно возникнуть ощущение, будто вы укалываете этот звук иголочкой.
  2. Сказать в “высокий купол”, “уколоть” в зубы: да, да, да или ду, ду, ду, чтобы ощутить этот купол надо вспомнить про “аромат цветка”, “горячую картошку” (эти упражнения встречались раньше). Рот очень объемный, красивый. Следить, чтобы звук не падал из высокой позиции. Горло широкое, низкое.
  3. Имитировать голос кукушки. Говорить “ку-ку” на довольно высокой ноте, певуче. Ощущения как в предыдущих упражнениях.
  4. Попробовать эти ощущения в пении, сначала на одной ноте, на ту гласную, которая в предыдущих упражнениях вам была удобной.
  5. Петь терцию. Первую ноту legato (протяжно), вторую staccato, но не очень отрывисто. Сначала после каждой терции берите дыхание. Темп медленный.

В вокально-педагогической практике используется твердая и мягкая атака, это определяется индивидуальными особенностями учащегося.

Если у него вялая подача звука (вялое смыкание), то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых связок пользоваться более твердой атакой. Наоборот, если жесткая подача звука (пересмыкание) и горловой звук, то полезно применять мягкую атаку, но при этом надо быть очень внимательным, чтобы такой способ подачи звука не вызвал “подъездов” в звукообразовании.

Точный посыл дыхания в высокую позицию, который мы называем “атакой”, “уколом”, побуждает к звучанию головные резонаторы. Голосовые связки подобны камертону, звучащему без резонатора. Камертон звучит так тихо, что его надо после удара приложить к уху, но приставьте к нему резонатор, хотя бы стеклянную банку, и вы услышите, как усилится звук, издаваемый камертоном.

Аналогичная картина происходит и с голосом, где связки - камертон, а голова и грудь - резонаторы, только надо научиться их “подключать” и “настраивать”.

Грудной резонатор - нижняя опора звука

Певческий звук образуется колебанием выдыхаемого из легких воздуха во время прохождения его через голосовую щель.
Эти колебания, воспроизводящие звуковые волны, выходят из гортани наружу через надставную трубу (зев, рот, нос), где и приобретают качественное звучание.

Однако певческий звук не должен чувствоваться в гортани, хотя он там образуется, иначе он будет горловой. Поющему должно казаться, что звук образуется в груди, а потом упирается в твердое небо.

Вспомним совет К.Эверарди: “Ставить голова на грудь, а грудь на голова”, - то есть использовать в пении смешанную, грудную и головную опоры.

При увлечении головным или грудным резонированием, вне учета остальных моментов певческого голосообразования, голос может деградировать.

Увлечение только головным резонированием постепенно может привести к зажатию голоса, к “обуженному” звучанию, к потере органичности звука. Певец начинает петь “только верхушками”, как говорят в практике.

Злоупотребление грудным резонированием затяжеляет голос, обостряет регистровые переходы, затрудняет движение голоса кверху. Голос теряет гибкость, полетность все больше и больше, начинает покачиваться и детонировать.
А вот что написала в своей работе наша замечательная певица В.Барсова: “При пении стараюсь ощущать звуковую опору в груди, с одномоментной поддержкой этой опоры мышцами живота и вверху, в области так называемой “маски”.

Под грудным резонатором часто подразумевают силу мышечной активности грудной клетки или силу выдыхательного процесса - это ошибочно.

Грудным резонатором является воздух, заключенный в трахее, бронхах, а не мышцы.

Поэтому так важно при пении не сбрасывать объем грудной клетки при дыхании, чтобы не менялся  объем грудного резонатора. Чрезмерное, нарочитое напряжение мышц грудной клетки и живота не только не способствует грудному резонированию, но скорее ему препятствует, так как затрудняет нормальное распределение воздуха в дыхательных полостях. Резонаторы усиливают звук, дают ему качественное звучание. Поэтому так часто при обучении говорится о необходимости петь в маску - пользоваться головными резонаторами, петь на дыхательной опоре - подключать грудные резонаторы.

При пении на хорошей опоре певец значительно активизирует работу резонаторов (в частности грудного), что и отражается в сильной вибрации, а без опоры активность резонаторов падает.

Вывод: степень активности певческих резонаторов - это весьма важный показатель вокально-технического совершенства певца.

Итальянский педагог Э.Барра писал: “У нас в пении нет никаких секретов и никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса... Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом, резонанс обеспечивает яркость, полетность голоса, его неутомимость, долговечность”.

Истории известны случаи невероятной мощи звука голоса. Так в Москве в 1894 году проходили гастроли знаменитого тенора Томаньо (1850-1905гг.), который обладал таким мощным энергетически направленным голосом, что силой направленного звука разбивал стекла.

  • Единица измерения шума - децибел.
  • Отбойный молоток работает с шумом = 100 дб.
  • Мощность поставленного голоса = 110 дб.

Поэтому работу концертмейстера в опере можно по вредности приравнять к работе в кузнечном цехе.

Грудной резонатор (трахеи, бронхи, легкие, наполненные воздухом) дает звуку главным образом силу.

Головные резонаторы дают голосу тембр и окраску звука.

Гортань заведует преимущественно высотою звука.

Часто мы употребляем выражение “подключить резонаторы”. Конечно, резонаторы не имеют “выключателей”, но, если человек дает себе установку в работе, имеет четкое представление о механизме певческого процесса, о своих задачах и целях, то это “включение” происходит за счет нашего “внутреннего компьютера” (назовем так наш мозг и нервную систему).

Теперь мы четко представляем, что поставленный голос имеет верхнюю опору (купол, маска, позиция) и нижнюю (диафрагма, грудь), а между ними воздушная струя, как натянутая струна (дыхание). Сохранение певцом этих ощущений в процесс пения создает у слушателя впечатление устойчивости звука “поставленного голоса”. Технические совершенства голоса и музыкальность поющего дополняют впечатление от исполнения.

Если публикация была полезной вы можете поделиться ей в своих блогах, историях и страницах.

Как опустить гортань при пении?

Как опускать гортань при пении?

Многие начинающие вокалисты беспокоятся о положении своей гортани в пении. Действительно, если почитать разные книги, то в одних будет написано об обязательном для всех голосов низком положении гортани, в других – о том, что думать во время пения о гортани категорически запрещено, в третьих – что  у каждого типа голоса свое положение. Кто прав? Как ни странно, все.

Нетрудно заметить, наблюдая за многими оперными певцами или за пародистами, их изображающими, что они опускают гортань. У мужчин это проглядывается лучше, так как у них есть адамово яблоко – кадык. Положите пальцы на кадык и глотните, вы почувствуете, как он поднимается, а теперь зевните – он опустится. Так вот, оперное пение предполагает «зевок», то есть раскрытие не столько рта, сколько внутренней части рта – глотки, проще говоря, а так же поднятия мягкого неба. Как говорила Елена Образцова, рот надо открывать не чемоданом, а коброй. Это именно об открытии задней части ротовой полости, а не о «разевании» рта.

Теперь встает вопрос о степени опускания гортани. Можно насильно опустить ее так, что вся шея будет напряжена, и это не пойдет звуку на пользу. Он станет блеклым, тусклым, глухим и звучащим в затылке. Гортань должна быть скорее расслаблена, чем насильно опущена. На первых порах обучения, пока горло еще не очень эластичное, сделать это не так легко, но со временем этот навык вырабатывается.

Правы и те, кто говорит, что ставить какие-то эксперименты над своей гортанью во время пения опасно. Помните «ото лба до живота лишь провал и пустота»? Нужно ощущать опору, живот, и маску, резонатор. В горле никаких ощущений быть не должно. Опять же, гортань должна быть расслаблена, никакие внешние мышцы не могут быть задействованы, чтобы не мешать голосовым связкам делать свою работу. То есть необходимое пространство в горле создается мягким открытием, расслаблением.

Легче всего подключить воображение и представить свой «рупор». Это наша «вокальная труба» от трахеи до губ. И на всем протяжении этой трубы не должно быть никаких зажимов ни на уровне связок, ни на уровне корня языка, ни во рту, ни в губах.

И последнее. Практически все труды по вокалу советуют низким голосам низкое положение гортани, а высоким – высокое. И басы сами говорят о том, как низко они опускают гортань. А как быть тенорам или колоратурным сопрано? Пишут, что их гортань имеет намного более высокое положение, чем у низких голосов. Но все же низкое? Что же делать?

Ответ прост: идти от звука и от расслабления. Не надо думать о каком-то едином правильном положении гортани во время пения, так вы только наработаете себе зажимы. Расслабьте горло и ничего с ним больше не делайте, просто пойте. Как ни странно, когда вы найдете наиболее правильный, красивый, близкий к эталону звук, ваша гортань сама встанет туда, куда нужно. Не думайте об этом специально.

Если же вас интересует вопрос – должна ли гортань быть опущенной во время пения, — то да, в оперном пении должна. Но не насильно, внешними мышцами, а за счет МЯГКОГО зевка.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Pinterest

Распевка - распевание перед пением

Распевание

Первая часть статьи - теоретическая - вряд ли будет интересна профессионалам, они и без того всё прекрасно знают. Переходите сразу к нотам распевок, листайте ниже!
Начинающим теоретическая часть к изучению обязательна!

Распевание перед пением имеет три основные функции.

1. Распевка - как разминка перед тренировкой. Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм, приводим его в тонус, разогреваем мышцы для того, чтобы они были эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение. В теле голосовых складок находятся мышцы, которые так и называются - мускулис вокалис. Именно их и нужно разогреть перед основным занятием, основной вокальной работой. Разогретые голосовые связки гораздо лучше и приятнее управляются, они более послушны. И распеванием мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от какого-либо травматизма.

2. Распевка - это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача - расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.

3. Распевание позволяет певцу настроиться, сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс, попасть "на нужную волну", подготовиться к занятию психологически: забыть о проблемах и делах, привести голову в порядок:)

Основные правила распевания
  1. Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки.
  2. Распевание начинают с примарной зоны - с середины вашего диапазона.
  3. Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются вниз.
  4. Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это зависит от уровня профессионализма певца. Начинающий вряд ли справится с октавными упражнениями даже в конце распевания.
  5. Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала.
  6. Если вы начали петь, и слышите, что голос сегодня "как-то не звучит", распевайтесь более последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме и отведите распевке больше времени, чем обычно.
  7. Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко и не в полный голос, так как в таком режиме ваши связки не разогреются. Если распеться необходимо, но громкие звуки издавать из-за каких-то обстоятельств категорически нельзя, можно распеваться с закрытым ртом (это не столь эффективно, но может пригодиться иногда как выход из положения). При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик.
  8. Обязательно ли менять упражнения в каждом распевании? Вовсе нет. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А можно и менять, чередовать распевки, чтобы решать необходимые задачи.

Отличается ли распевка для высокого голоса от распевки для голоса низкого?

По сути нет. Можно использовать одинаковые распевки. В любом случае распевание должно начинаться с центра, с середины голосового диапазона певца. Распевание для разных певческих голосов может отличаться только исходя из конкретных задач. Например, для лирико-колоратурного сопрано значительное место в распевании должны занимать упражнения в быстром темпе, направленные на выработку лёгкости и подвижности голоса. Для низких голосов более актуальна работа над тягучестью, кантиленой - эти задачи решаются в медленных темпах.

Распевки для детей

Вокальная работа с детьми подразумевает ещё более щадящее отношение к голосовому аппарату. Необходимо также корректировать её в мутационный период. Что касается распевок для детей, можно использовать все те же самые вокальные упражнения, что и при работе со взрослыми, разбавляя их при необходимости упражнениями с шуточными, детскими текстами.

Распевка для начинающих

В этом случае используются упражнения небольшого диапазона: распевки на одной ноте, на двух-трёх соседних нотах, в конце распевания упражнения могут захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных технических задач. Избегайте большой длительности и высокой интенсивности занятия. Здесь важно не количество, а качество! Ни один адекватный педагог по вокалу не порекомендует самостоятельно заниматься развитием голоса. Вам нужен профессиональный контроль.

Распевка для вокалистов

- отличается ли она от распевки для хора? Практически нет. Можно смело использовать одни и те же упражнения. Отличие лишь в том, что работа в хоре более стандартизированная, а в вокале распевки подбираются более индивидуально, чтобы решать конкретные для человека, индивидуальные задачи.

Прокомментирую одно устойчивое, но неправильное выражение.

Распевка для голоса. Распевки не для голоса... не бывает. Наверное, потому что именно голос мы используем для пения, и ничто иное! Поэтому "распевка для голоса" - это абсолютно неграмотное выражение, не используйте его!

Распевки - ноты

Сначала размещаю ноты, а ниже - комментарии.
Нумерацию сделала для удобства - если с кем-то будете обсуждать, нумерация пригодится. Или вы можете договориться с учеником, что в следующий раз работаете с упражнениями под такими-то номерами.
В целом я старалась поместить упражнения в порядке от более простого к более сложному, но всё индивидуально: у одного певца может легко получаться то, что с трудом даётся большинству, и наоборот, не получаться какие-то простые вещи.

Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.

1) 

"Ми-мэ-ма-мо-му". Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные - их форму. На начальном этапе упражнение  помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте. 
Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро-бру".

2)

Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный "и" часто используется в распевках, потому что он "достаёт" звук, делает его более ярким. Но если "и" - основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не "грузите", подставьте её аккуратно.

3)

Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.

4)

Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся "А". Если учащийся поёт несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте: "Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке, что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!"
Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.

5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.

6)

Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.

7)

Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать "л" в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее "лё-о-о" - тенуто, не стаккато.

8)

Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу. 

9)

Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно "падала" вниз, на верхних нотах это особенно важно.

10)

Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.

11)

Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.

12)

Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно быть достаточно активным - в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.

13)

Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.

14)

Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.

15)

Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.

16)

В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе - будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром - подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю - нижнюю - ноту - в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную позицию.

17)

Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в шестнадцатых - в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.

18)

Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.

19)

В этом вокальном упражнении удобно ощутить "тяжесть" верхней ноты и поставить её на дыхание. Если использовать эту распевку в хоре, необходимо обратить внимание на утрирование буквы "р" - каждый раз, в каждом "брраво". В сольном пении достаточно просто хорошо, внятно проговорить "р".

20)

Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены, выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту, стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на "А" или на "О". Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).

21)

По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.

22)

Сложное вокальное упражнение. Первая часть исполняется легато, вторая - стаккато, лишь последняя нота тянется. Обратите внимание на широкий диапазон децимы.

23)

Достаточно сложное упражнение. Обратите особое внимание на интонирование тонического секстаккорда в нисходящем движении - у учащихся наверняка там будет фальшь.

24)

Для профессионала с лёгким светлым голосом будет удобно, для начинающего - пожалуй, нереально.

25)

Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.

Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, "классические" вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.

На самом деле распевки легко придумать самостоятельно. Выбираете диапазон, который вам нужен. Берёте гласную, которую надо проработать, если стоит такая задача, а если не стоит, используйте гласные "а" или "о". Можно использоваться какой-нибудь текст вроде "Розы в саду", "Я пою, хорошо пою", если текста нет, можно использовать слоги, особенно удобны и "вокальны" сонорные согласные, очень часто используются слоги, начинающиеся с "м": "ма", "ми". И сочиняете элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки с исключительно восходящим движением используются редко.

Есть ещё одна интересная особенность - в 99% случаев распевки имеют мажорный лад!;))) Ну а зачем грустить? Надо радоваться жизни и возможности петь!!!

Вам также может быть интересно:

Об авторе статьи
Частные уроки по вокалу в Санкт-Петербурге

Ежедневный план тренировки вокала для начинающих

Хорошо, что мы только что выучили это словарное слово стоимостью в миллион долларов, потому что мы собираемся найти ему более полезное применение!

Мы собираемся расширить наш диапазон, пропев через всю гамму.

Почему:

Никто не любит слушать расстроенного певца, верно?

Занимаясь сольфеджио, вы тренируете свой слух распознавать правильную высоту звука и тренируете свой голос, чтобы петь ее! Вы также усиливаете свой голос, работая над своим диапазоном.

Как:

Начать со средней до, спеть До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ла-Ти-Да.

Спойте сольфеджио: Да-Ти-Ла-Соль-Фа-Ми-Ре-До.

Делайте это медленно и осторожно, прислушиваясь, чтобы убедиться, что вы правильно отбиваете высоту.

Если у вас есть пианино, чередуйте пение вместе с пианино с пением акапеллы. Это отличная практика, чтобы научиться достигать идеального звука без помощи инструмента!

Не стесняйтесь время от времени нажимать клавишу, чтобы убедиться, что вы все еще на поле.

Продолжайте это упражнение, начиная каждый раз с более высокого тона и останавливаясь, когда достигнете некомфортно высокой части вашего диапазона.

Далее:

Начните с нижней границы диапазона, работая до самой высокой точки.

Это займет больше времени, но вы получите отличную тренировку вокала и расширите свой диапазон в обоих направлениях.

О фортепиано:

Очевидно, что для улучшения своего пения полезно иметь доступ к фортепиано / клавиатуре. Это позволяет узнать, что вы находитесь на поле или правильно ли начинаете песни.

Но если у вас его нет, не отчаивайтесь! Эти упражнения по-прежнему будут полезны, если вы будете «управлять» своим голосом.

Если вам нужна помощь инструмента, вы всегда можете загрузить приложение для фортепиано, подобное этому, которое поможет вам воспроизводить ноты во время практики.

Еще проще было бы попросить учителя голоса записать для вас гаммы, чтобы вы могли практиковать вокальные упражнения дома.

Конечно, это только начало того, как голосовые учителя могут вам помочь. Узнайте больше здесь.

Научитесь петь с помощью ежедневных вокальных упражнений

Кто не хочет быть известным? Вы мечтаете стать известным певцом или звездой голливудского мюзикла?

В век телевидения и социальных сетей кажется, что почти любой может стать звездой , если у него есть талант и красивый певческий голос. Благодаря Интернету появилось много ютуберов, которые пришли из ничего и, если повезет, стали мировыми суперзвездами. Подумайте, сколько современных поп-исполнителей используют социальные сети и YouTube.

С такими телешоу, как Britain’s Got Talent , The X Factor и The Voice , сейчас очень много известных певцов, которые оказались в центре внимания после нервных телевизионных прослушиваний. Однако нет ничего более разрушительного, чем мечтать о том, что вы можете стать известным певцом, просто пожелав этого и щелкнув пальцами.

Напротив, как говорится: Бог помогает тем, кто помогает себе сам.Если у вас есть четкие цели, вы будете точно знать, что вам нужно сделать для достижения каждой из них.

Хотя пение может доставлять огромное удовольствие, оно также требует от вас много работы. Однако как вы можете выполнять эту работу ежедневно?

Как уроки пения могут помочь вам улучшить вокальную технику?

В большинстве видов спорта и творчества нет большого секрета успеха. На самом деле есть только самопожертвование, упорный труд и настойчивость. То же самое можно сказать и об обучении пению. Для всего есть время и место, и у есть время для совершенствования, и есть время для обучения и практики.

Лучано Паваротти, который в основном был самоучкой, является огромным исключением из этого правила из-за его исключительного характера и выдающегося таланта.

Знаете ли вы, что можно научить детей петь еще до их рождения? (Источник: pixabay.com)

Кроме того, нельзя сказать, что кто-то, кого обучают, не мог достичь тех же способностей или, что более важно для некоторых, такого же уровня славы.

Для простых смертных хорошее пение требует, чтобы они в основном работали над своей вокальной техникой, улучшая свой вокальный диапазон и ударяя по верхним нотам. Им также следует много времени уделять упражнениям.

Здесь тренер по вокалу может быть действительно полезен, расскажет вам о вашем диапазоне и покажет прогресс, которого вы достигли. Если вам не довелось жить рядом с музыкальной школой, , вы всегда можете поработать над своим голосом и вокальной техникой благодаря частному репетитору пения, который придет к вам домой, чтобы научить вас.

Если вы хотите стать профессиональным певцом классической или современной музыки, вам также необходимо поработать ряд других навыков: публичные выступления, присутствие на сцене, уверенность в себе, актерское мастерство и т. Д. A Частный репетитор пения также может составить для вас индивидуальную программу обучения!

Совершенствуйте свои вокальные данные на онлайн-уроках пения.

Искусство пения: физическая активность, требующая заботы о своем теле

Пение требует от вас отличной формы.Вы можете подумать, что быть здоровым - это не значит быть хорошим певцом с такими примерами, как Мария Каллас, Эми Уайнхаус и множеством рокеров.

Если вы хотите иметь по-настоящему красивый голос, вам нужно обращать внимание на то, что вы едите и пьете. Вам нужно пить много воды и избегать молочных продуктов, кислотность которых может вызвать проблемы с горлом.

Кроме того, вы должны быть в хорошей физической форме, чтобы сохранять осанку и держать спину прямой во время пения. Существуют вокальные упражнения, которые помогут снять напряжение в гортани, и разогреть вокал, чтобы не повредить горло. Обращая внимание на эти детали, вы скоро увидите, что это может значительно облегчить вашу певческую жизнь.

15 фактов о голосовых связках

Читает ли человек алфавит или произносит оперу, человеческое звукоизвлечение требует большого количества действий со стороны очень небольшого набора мышц и тканей во рту, горле и диафрагме.Пожалуй, наиболее важными являются скромные голосовые связки, небольшие, но крепкие складки тканей и мышц в задней части горла, которые переводят воздух из легких в жужжание, крик, речь и многое другое, вибрируя при дыхании. Вот 15 фактов о голосовых связках, о которых стоит поговорить.

1. ВАШ ГОЛОС ЯВЛЯЕТСЯ БАЗОВЫМ ИНСТРУМЕНТОМ.

Речь и пение зависят от гортани (голосового аппарата) в шее. Чтобы издавать звук, приводящие мышцы оказывают сопротивление выдыхаемому вами воздуху.Затем воздух прорывается через закрытые голосовые связки. Когда воздух проходит через голосовые связки, давление между связками падает, втягивая их вместе.

2. ВАШИ ВОКАЛЬНЫЕ ШНУРЫ НА САМОМ ДЕЛЕ СВОБОДНЫ.

Эластичная фиброзная ткань внутри гортани, которую мы называем «шнурами», которые вибрируют, когда вы выдыхаете через них воздух, точнее говоря, «складки» кожи, а не шнуры.

3. ОНИ ВИБРИРУЮТ НЕСКОЛЬКО РАЗ В СЕКУНДУ.

Эта вибрация ваших голосовых связок, которые «разрываются», а затем «всасываются» вместе, повторяется сотни (средний мужчина делает около 110) и даже тысячи раз в секунду, производя голос.

4. ОНИ МОГУТ ИЗМЕНИТЬ ЗВУК, НО ВАШ РТ ГОВОРИТ.

Речь или песня могут начинаться в своей основной форме в голосовых связках, но они формируются за счет мышечных изменений во рту и челюсти, особенно губ и языка (хотя в некоторых языках есть звуки, которые полностью обходят голосовые связки - например, некоторые африканские в языках звук щелчка, издаваемый исключительно языком).

5. ОДИН ИЗ САМЫХ ОСНОВНЫХ ЗВУКОВ ВАШИХ ВОКАЛЬНЫХ КОРДОВ - «ZZZZ».

Звук, производимый вибрацией голосовых связок, называется «звонким звуком» и обычно представляет собой своего рода гул.Самый простой способ испытать это на себе - обхватить рукой горло и сказать: ssssssssszzzzzzzzsssssssssszzzzzzzzz. Вы должны уметь чувствовать вибрацию звука z и спокойствие s.

6. ВАШИ ВОКАЛЬНЫЕ КОРДЫ - САМЫЙ УНИКАЛЬНЫЙ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ» ИНСТРУМЕНТ.

По словам Инго Титце, директора Национального центра голоса и речи Университета Юты, было бы почти невозможно создать инструмент, который мог бы удлиняться и вибрировать точно так же, как человеческие голосовые связки.

7. ОНИ ВЫГЛЯДЯТ КАК НОЧНОЙ КОЛЛЕКЦИЯ ИЗ УЖАСНОГО МУЛЬЦА.

Если вы не знали, что видите на этом лапароскопическом видео открытия и закрытия этих слизистых голосовых связок, у вас может возникнуть соблазн собрать своих детей и бежать от инопланетного вторжения.

8. В ОТЛИЧИЕ ДРУГИХ МЫШЦ ВОКАЛЬНЫЕ ШНУРЫ РАБОТАЮТ НАИЛУЧШЕ, КОГДА ОНИ ТАКЖЕ.

Когда вы молчите, ваши голосовые связки расслаблены и разнесены друг от друга, поэтому воздух свободно проходит через них. Чем плотнее голосовые связки, тем меньше воздуха может проходить через них, поэтому тем выше звуки вы издаете.

9. ОТЛИЧАЮТСЯ ВОКАЛЬНЫЕ КОРДЫ ПЕВЦ ОТ ОБЫЧНЫХ ВОКАЛЬНЫХ КОРДОВ?

Оперные певцы и звезды эстрады усердно работают над развитием певческой силы, как спортсмены тренируются для своего вида спорта. Итак, хотя голосовые связки Адель, вероятно, не сильно отличались от ваших при рождении, она тренировала их, свою диафрагму и легкие, чтобы они производили силу, которая приходит с ее песнями.

10. Шепот - это разговор без использования вокальных шнуров.

Те, кто поет или говорит, зарабатывая себе на жизнь, рекомендуют шептать до минимума, поскольку он сужает голосовые связки, не позволяя им сильно вибрировать, что потенциально утомляет их и может высушить.(При шепоте звук создается турбулентным потоком воздуха, а не вибрацией голосовых связок. )

11. ВОТ ПОЧЕМУ ГОЛОСА МАЛЬЧИКОВ ТРЕЩАЮТСЯ НА ПУБЕРТИ.

Голосовые связки мальчиков имеют ту же длину, что и девочки, до тех пор, пока они не станут подростками около 13 лет, после чего они становятся длиннее, из-за чего голос мальчика "ломается" и становится глубже.

12. ВАШИ ВОКАЛЬНЫЕ ШНУРЫ МОГУТ СПАСАТЬ ВАМ ЖИЗНЬ.

Они защищают дыхательные пути, предотвращая попадание еды, питья и даже слюны в дыхательное горло (трахею), вызывая удушье.

13. ПОТЕРЯ ГОЛОСА ОБЫЧНО ВЫЗЫВАЕТ РАЗДУШЕНИЕ ГОЛОСОВ.

Ларингит, самая известная причина «охрипшего» голоса, вызывается воспалением или инфекцией голосовых связок. Опухшие голосовые связки вибрируют иначе, чем обычно, изменяя звучание вашего голоса. Вы можете потерять голос, если воспаление настолько сильное, что вы не можете издавать звук.

14. ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ ПАРАЛИЗОМ ГОЛОСОВОГО ШНУРА.

Некоторые относительно нормальные симптомы, такие как охриплость, шумное дыхание, частый кашель при глотании или необходимость часто дышать во время разговора, на самом деле могут быть симптомами паралича голосовых связок, состояния, которое обычно поражает только одну голосовую связку. Это может усугубиться и привести к затруднению глотания или дыхания и может быть результатом различных состояний, от операции до инсульта, и даже побочного действия некоторых лекарств.

15. ШИРОКИЙ ВОКАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА - 10 ОКТАВ.

1 августа 2008 года Тим Стормс из Миссури установил мировой рекорд Гиннеса, продемонстрировав самый широкий вокальный диапазон любого человека, 10 октав, от G / G # -5 до G / G # 5. Для сравнения, известная поп-звезда Мэрайя Кэри, известная своим диапазоном, как сообщается, может петь только в пяти октавах.Мистер Стормс также является рекордсменом по самой низкой вокальной ноте.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *