Символика серого цвета: Серый цвет в живописи. Часть 1.

Содержание

Что означает черный и серый цвет

Этот цвет вызывает любопытство и в то же время пугает. Человек связывает черный с ночными страхами, нечистью, смертью. Как действует черный цвет на психику, что означает любовь к этому цвету и как понимать тех, кто любит одеваться в черное?

Черный цвет - его значение

Черный - цвет магии, тайны и страха перед высшими силами. Это цвет анархистов и ряда других нетрадиционных философско-политических течений.

В черное в нашем представлении одеты вестники и представители смерти - физической или духовной.

Однако черный - это прекрасный фон для многих других цветов. Отсутствие какого-либо цвета делает черный союзником художников, дизайнеров, фотографов и вообще людей творческих профессий.

Черный поглощает все остальные цвета. Это черная дыра, проглатывающая свет и уже не выпускающая его обратно. Но цвет этот никогда не бывает сыт. Сколько бы света он ни поглощал, он все равно никогда не станет смесью других цветов. Черный - это отсутствие цвета или попросту ничто.

Как действует черный на человека

Воздействие черного успокаивает, много обещает, но не побуждает к действию. Именно поэтому люди, потерявшие много душевных сил, находящиеся в депрессии, стремятся к черному цвету. Он обволакивает их своей таинственностью и не заставляет заниматься немедленным разрешением ситуации. Человек, надевающий много черного, скорее всего, ослаблен и хочет закрыться от окружающего мира.

Еще одно значение черного - строгость, отрешенность от мирского. Мы уже говорили о церковно-монашеской одежде. Вспомним теперь любимую парадную одежду времен СССР - «белый верх, черный низ». Да что там! И нынешний дресс-код недалеко шагнул от этого шаблона. Но здесь важно отметить, что в сочетании с белым черный приобретает новые качества - он утрачивает свое депрессивное воздействие и перестает давить на психику человека.

Черный цвет в интерьере

Не слишком хороши черные стены и потолок, если, конечно, не преследуется определенная цель. Черными интерьерами, например, часто снабжают музыкальные рок-клубы.

В обычной же жизни чернота может привести не только к плохому настроению, но и к затяжной депрессии. Используйте черный, если вы хотите подчеркнуть какую-то деталь. Вот тут наш мрачный знакомец окажется на высоте.

Вообще, однотонным помещение, как вы уже поняли, быть не должно (если только оно не предназначено для лечения). Экспериментируйте, смело сочетайте краски, используйте яркие, нежные, контрастные, глубокие элементы. Помните, что жизненный комфорт во многом зависит от того, в какие цвета окрашен ваш дом.

Черный цвет во сне

Черный цвет во сне - неблагоприятный знак. Чаше всего он указывает на разочарование и ожидание неприятностей. Этот цвет тесно связан с сексуальностью. Так, мужчина, видящий себя с черными волосами, желает властвовать над женщинами. А женщина с аналогичным сновидением ввязывается в любовные интриги, которые могут ей повредить. Черный лебедь указывает на нереализованное стремление к запретным связям.

Что означает, если нравится черный цвет

В вашей жизни много разочарований. Вы имеете высокие идеалы, ставите перед собой серьезные цели, но не верите в то, что можете чего-то достичь. Постарайтесь отвлечься от черных мыслей. Замените что-то в своей одежде и окружающей обстановке на более яркое. Но делайте это постепенно, понемногу.

Вскоре вы заметите, что мир вокруг имеет приятные краски, на которые хочется смотреть. Есть в любви к черному и положительный момент - вы очень привязаны к семье, друзьям, традициям. На вас можно положиться в трудную минуту. Возьмите свою привязанность за основу и постарайтесь поставить ряд достижимых, осязаемых, «цветных» целей.

Это поможет вам отвлечься от внутренних переживаний и почувствовать, что вы очень и очень нужны окружающим. Еще помните о том, что ваша интимная жизнь может быть довольно разнообразной. Черный - цвет ночи, цвет скрытых, но сильных страстей. Главное, не будьте слишком упрямы и эгоцентричны. И тогда ваш партнер одарит вас незабываемой чувственностью.

Советы

В небольших количествах вам полезны все «цветные» упражнения. Например, «красное» поможет обрести энергию, «голубое» отвлечет от обид, «желтое» призовет задуматься. Прочитайте еще раз внимательно о том, что дают нам упражнения. Пользуйтесь ими для гармонизации своего внутреннего мира, а также для налаживания отношений с миром внешним.

Серый цвет - его значение

Серый - самый нейтральный цвет. В нем есть что-то от белого и от черного. Но в то же время он практически безликий.

Личность серого установить почти невозможно, потому что он сливается с окружающей средой. Поскольку серый не возбуждает никаких эмоций, к нему бывают склонны люди уставшие, сознательно ограждающие себя от влияний внешнего мира.

Те же, кто отклоняет серый цвет, стремятся к разнообразию ощущений, мечтают вобрать в себя как можно больше информации и получить большую гамму переживаний. Чем темнее серый, тем он тяжеловеснее, тем более напряженное воздействие оказывает на человека. Те, кто позитивно реагирует на светло-серый, готовы к новым контактам, идеям, замыслам.

Как действует серый на человека

Серый цвет в интерьере

Серого цвета в помещении не должно быть много. Я думаю, вы понимаете почему. Но и не каждую деталь можно выкрасить серым. А все потому, что серый цвет очень плохо заметен в обычных условиях. Зато он может стать недурным фоном для ярких цветных деталей.

О тайнах серых мышек

«Серая мышка» говорят о женщине, которая неброско одевается, ведет себя тише воды и ниже травы, боится контактов и избегает развлечений. Такая женщина действительно представляется окружающим серой, а именно безликой и нейтральной. В общем, никакой. А что же у «серой мышки» на душе?

Психологи делят эту категорию женщин на две части. Первая - многочисленная - включает в себя тех женщин, которые «серыми» родились. Они по большому счету лишены комплексов и просто стремятся к тому, чтобы ими управляли. У них нет никакого желания быть замеченными, влиять на ситуации, указывать мужу. Их цель - дом, семья, хозяйство, телевизор, покой.

Вторая же часть представляет больший интерес. Сюда отнесены женщины со сложным, скрытным, тяжелым характером. Они не стремятся стать яркими и заметными, но мечтают о власти над другими людьми. Мужчина, женившийся на такой «мышке» ради спокойной жизни, однажды может почувствовать себя марионеткой в ее руках.

Закрытая (как и сам серый цвет) от внешнего мира, она плетет свою паутину вокруг нескольких близких людей. Ни первые, ни вторые «серые мышки» не склонны к скандалам и конфликтам. Но «серых кардиналов» второй категории не стоит провоцировать. Иначе в один прекрасный момент они соберут свои вещи и уйдут искать лучшей доли.

Серый цвет во сне

Серый снится тому, кто давно и сильно устал. Если вас преследуют серые сны, позаботьтесь о хорошем отдыхе.

Что означает, если нравится серый цвет

Вы хотите покоя. Внешние воздействия утомляют вас, и вы избегаете их, порой бессознательно. Нередко вам сложно принять серьезное решение. В таких ситуациях не волнуйтесь, сосредоточьтесь и хорошенько подумайте. Уж что-что, а думать вы умеете! У вас отлично развито логическое мышление, вы разбираетесь в самых разных вопросах и умеете делать выводы. Будьте смелее, и результат превзойдет все ожидания.

Вы любите порядок, для каждой вещи находите свое место. Вы скромны, незаметны, избегаете публичных выступлений. Все это само по себе неплохо, а в чем-то даже очень хорошо. Но продолжая в том же духе, вы рискуете получить репутацию зануды. Почему бы вам однажды не попробовать что-то изменить в себе? Надеть розовое платье или оранжевый джемпер, поболтать с сотрудниками, выступить заводилой на вечеринке, удивить партнера в интимной жизни. Конечно, в один миг, за один вечер ничего не изменится. Но планомерная работа над собой порой дает отличные результаты. Помните об этом.

Советы

Вам подходит «желтое» упражнение. Оно даст передышку вашему мозгу и позволит приняться за работу с новыми силами. Для пробуждения творческой энергии, раскрепощения применяйте «оранжевое» и «красное» упражнения.

© Людмила Муравьева, астролог



Психология цвета в интерьере и символика главных цветов цветового круга

Цвет влияет на настроение человека, его эмоциональное состояние, мысли, сознание, здоровье и на его деятельность. Цвет – это жизнь. Поэтому выбор цвета в интерьере играет основную роль. Существуют определённые характеристики цветов, с которыми следует познакомиться перед созданием дизайна интерьера. Ознакомившись подробнее с психологией цвета в интерьере, следует уделить внимание и гармоничной сочетаемости различных оттенков.

Будьте внимательны, когда окружаете себя какими-либо цветами.

Каждый цвет воздействует на психику человека по-разному, создавая при этом определенное настроение и атмосферу в помещении. Один цвет может снижать стресс и успокаивать, другой цвет — вызывать раздражение или агрессию, бессонницу или отвращение к еде. Поэтому необходимо быть особенно внимательными при выборе и использовании любого цвета в интерьере.

Согласно цветовому кругу, цвета делятся на две группы: стимулирующие тёплые и успокаивающие холодные. К тёплой гамме относятся красный, оранжевый, жёлтый цвет. К холодной гамме — голубой, синий, зелёный, фиолетовый. Существуют ещё нейтральные цвета: белый, серый, чёрный.


 Красный цвет

Оранжевый цвет

Жёлтый цвет

Голубой цвет

Синий цвет

Зелёный цвет

Коричневый цвет

Фиолетовый цвет

Розовый цвет

Белый цвет

Чёрный цвет

Серый цвет

Красный цвет

Является самым основным стимулирующим цветом. В интерьере красный не рекомендуется использовать в большом количестве. Так как это может привести к утомляемости людей возбудимых и мнимых, склонных к тревожности. Также не рекомендуется применять этот цвет в помещении, где постоянно находятся люди с повышенным кровяным давлением.

Но если воспользоваться красной гаммой предельно аккуратно и осторожно, то можно добиться совершенно противоположного результата. Именно потому, что красный цвет по своей природе способен придавать человеку оптимизм, энергию и уверенность в себе. По своей физиологии красный способен улучшать кровообращение, сексуальное влечение, высвобождает адреналин. Обратная сторона красного цвета – это апатия, агрессия и гнев.

Исходя из психологии красного цвета, в интерьере его можно применять при оформлении кухни, прихожей, лестничного пространства, спортивного зала или офиса.

Оранжевый цвет

Это жизнеутверждающий и бодрящий цвет, не имеющий холодных оттенков. Этот цвет произошёл от смешения красного и жёлтого цвета. От первого ему досталась активность, от второго – теплота и доброта. Поэтому, если даже использовать оранжевый в большом количестве в помещении, то он не будет вызывать раздражение. В интерьере он создаёт впечатление дружелюбия и комфортной обстановки, наполняет комнату светом, теплотой и оптимизмом. Также существует мнение, что этот цвет стимулирует работу мозга.

«Апельсиновый» цвет подходит для тех, кто желает ещё больше усилить в интерьере ощущение бодрости и тёплой жизнерадостности. Оранжевый пригодится и там, где понадобится повышенная активность и приветливость: в офисе, на кухне, в кабинете, в столовой, в библиотеке. Чаще всего чистый оранжевый цвет применяют как яркий акцент в виде аксессуаров.

Жёлтый цвет

Очень интенсивный цвет. Это цвет счастья, солнца, свободы, веселья и потому создаёт оптимистичное, бодрящее настроение. Жёлтый подталкивает на новые идеи и правильное принятие разных точек зрения. Он прекрасно сочетается с остальными тёплыми цветами. Тёплые оттенки всегда несут в себе только положительный заряд.

Жёлтый цвет можно использовать там, где необходима временная концентрация внимания и самоорганизации. Например, в кабинете, офисе, возможно и в гостиной или на кухне. Так как данный цвет увеличивает ещё и познавательный интерес вместе с улучшением памяти, им можно оформить интерьер детской комнаты, но в небольших количествах. Иначе дети будут излишне бодры и подвижны, особенно перед сном.

Психология жёлтого цвета для интерьера имеет как положительные качества, так и отрицательные. К примеру, жёлтый не рекомендуется применять в помещениях, где живут люди с бессонницей или желудочными болезнями.

Голубой цвет

Это цвет неба, отдыха, льда, холода, чистоты, искренности, тактичности и спокойствия. Голубой одновременно обладает и способностью умиротворять при помощи слов, и вдохновляет на креативные идеи. Всё зависит от оттенка и энергии, которую Вы хотите из него почерпнуть.

В интерьерах с голубой цветовой гаммой лучше всего заниматься медитацией, расслаблением, созерцанием. Этот цвет при бессоннице помогает заснуть и лечит некоторые заболевания (лихорадку, порезы, повышенное артериальное давление, ожоги, мигрени, прорезывание зубов у детей).

Голубой цвет используют как в рабочих пространствах и спальнях, так и в лечебных заведениях и на курортах. Следует отметить, что при переизбытке в помещении этого цвета между обитателями могут быть разногласия и скандалы.

Синий цвет

Является свежим и релаксирующим цветом. Он воплощает спокойствие, безмятежность, неторопливость, лёгкость, глубину. Он может освободить человека от суетливых мыслей и лишних негативных тревог, погружая его в стихию умиротворенности и прохлады.

Синий интерьер спальни — прекрасное решение для человека, живущего в «постоянно движущемся» мегаполисе. Различные оттенки синего можно применить и в детской комнате. Например, оформить её в морском или средиземноморском стиле. Используя значение и психологию синего цвета, его можно смело применить в интерьере ванной комнаты.

Синий имеет свойство визуально увеличивать пространство в глубину и высоту, как раз то, что надо для маленьких помещений. Однако в больших количествах синий цвет негативно влияет на психику человека. Он способен повергнуть его в апатию и уныние.

Зелёный цвет

Это универсальный цвет. Он символизирует жизнь, природу, весну, гармонию, естество и доброту. Оттенки зелёного обладают разной энергетикой. Светлые оттенки предназначены для тех, кто в поисках радости, новых начинаний, постоянном обновлении жизни, встреч и путешествий. Консервативному человеку придётся по душе серьёзный и устойчивый тёмно-зелёный цвет.

Зелёный цвет помогает в случае негативных психических состояний и некоторых болезней (клаустрофобия, грипп, бронхит, болезнь лёгких и сердца), он сближает людей, наполняет гармонией и способствует принятию важных решений.

Так как данный цвет имеет предрасположенность и расслаблять, и побуждать к действию, то такую гамму можно использовать и в кабинете, и в офисе, и в спальне, и на кухне, и в ванной, и в гостиной, и в детской, и в ресторанах.

Коричневый цвет

Это цвет надёжности, выносливости, преданности, здравого смысла и трудолюбия, олицетворяющий собой цвет Земли. Он помогает ощутить почву под ногами и сосредоточиться. Также коричневый цвет предотвращает напрасную и бесполезную трату

Цветовая символика в романе Ф. М.  Достоевского «Преступление и наказание»

Федор Михайлович Достоевский – величайший русский писатель, оказавший огромное влияние на развитие русской и западноевропейской литературы. Его читает весь мир, впечатляющая сила его романов велика.

«Преступление и наказание» открывает собой период великих романов в творчестве Достоевского, в течение которого были написаны «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Появление «Преступления и наказания» явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Организация художественного текста романа подчинена стержневой мысли – показать, что идея Раскольникова о делении человечества на две неравные части бесчеловечна, она неразрывно связана с условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых занимает сам герой. Многие исследователи обращали внимание на символическую особенность литературных характеров Достоевского. Но особую роль в произведении играет цвет. Цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев.

В своей работе мы рассмотрели особенности цветовой гаммы в «Преступлении и наказании», значение его для раскрытия главной идеи романа и провели сопоставление цветовой гаммы и душевного состояния героев.

Чтобы получить ответы на эти вопросы, были изучены первоисточники различных авторов, использовали ресурсы сети «Интернет». Частично мы нашли ответы на поставленные вопросы, но не на все, поэтому дальнейшую работу провели сами.

Значение темной цветовой гаммы в романе «Преступление и наказание»

Анализируя использование цвета в «Преступлении и наказании», можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Но цветовая гамма в описаниях писателя вовсе не ограничивается только желтым цветом, так как на протяжении всего романа мы встречаем и зеленый, и красный, и черный цвета, которые играют немаловажную роль во всех описаниях.

Роман Достоевского начинается с описания жизни и мира петербургских углов и их обитателей. Показывая условия их жизни, автор использует в основном темные и грязно- желтые цвета.

Всё действие романа происходит в той части Петербурга, где живёт беднота. Перед нами предстает сырой, мрачный город, в котором на каждом углу распивочные. В начале романа появляются в основном тёмные, грязные тона:

• На улице жара стояла страшная всюду извёстка, леса, кирпич, пыльнестерпимая вонь из распивочных и пьяные, поминутно попадающиеся довершали отвратительный и грустный колорит картины.

• Лестница была тёмная и узкая, «черная», но он всё знал и изучил

• Жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись её сверкавшие из темноты глазки.

• На какую грязь способно, однако, сердце моё.

• В распивочной. Он уселся в тёмном и грязном углу, несмотря на всю грязь обстановки, он с УДОВОЛЬСТВИЕМ остался теперь в распивочной.

Главный герой романа Родион Раскольников живет в темной каморке и гуляет по мрачному городу, посещает темную и грязную распивочную.

Его темные мысли гармонируют с той жизнью грязных распивочных, углов и улиц Петербурга, рождая в его сердце «лед». Именно в такой обстановке у него рождаются темные мысли об убийстве, его теория о сверхчеловеке, которому дозволительно всё, даже решать, кому есть место на земле жить, а кому нет.

Атмосфера удушья на улицах Петербурга, черные и узкие лестницы, темные и грязные углы, распивочные – вот основой колорит города, в котором может жить только психически больной человек, а значит, и нездоровое общество.

Символика желтого цвета

Самым распространенным цветом в романе оказывается желтый. Он присутствует почти постоянно, оказывает сильнейшее воздействие на действующих лиц и читателя, и является двигателем сюжета, определяя роковую участь героев.

По мнению психолога М. Люшера, желтый цвет – цвет солнца, тепла и радости: «Желтый цвет воспринимается нами как солнце, светлым и сверкающим ». Мы встречаемся с противоречием понятия радостного желтого цвета и желтого цвета Достоевского.

Какое же символическое значение желтого цвета в романе Достоевского?

Прежде всего, желтый цвет ассоциируется с болезнью, если речь идет о человеке. И напротив, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое, он способен вызвать радостные эмоции, по мнению психолога Люшера. Однако в романе «Преступление и наказание» этого не происходит. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей - это болезненный цвет. Например: "Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару"; "Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою».

Здесь "желтый сахар" сочетается с надтреснутым сломанным чайником, точно так же, как и судьба Раскольникова имеет трещину или изъян. "Желтый стакан", т. е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: "пожелтелая меховая кацавейка" Алены Ивановны, "совсем рыжая, вся в дырах и пятнах" шляпа Раскольникова, как и вся его жизнь, еще молодая, а уже как будто выцветшая, беспросветная, запятнанная кровью.

Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями. "Мебель вся очень старая из желтого дерева. громовые картинки в желтых рамках. ", - так описывает автор квартиру старухи - процентщицы. Выбор грязно-желтых красок при описании жилища Алены Ивановны неслучаен, они олицетворяют недостойный образ жизни хозяйки. А вот описание каморки Раскольникова: "Это была крошечная клетушка, шагов в 6 длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями. " Комната с отставшими от стен обоями – вид удручающий. Это не только рушение дома, но и рушение человеческой жизни. Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом, который давит на него своей теснотой, темнотой, рождая желание вырваться из него, а вырваться некуда: там, на улицах Петербурга, та же атмосфера безысходности. Угнетающая обстановка жилища, города толкает Раскольникова на преступление.

Желтый цвет в романе присутствует почти во всех помещениях и создает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали. Грязно-желтый, уныло желтый, болезненно желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Эту мысль подтверждают и слова Люшера: «Желтый как цвет разрядки, освобождающей от раздражающего напряжения, выражает только нервное и психическое состояние».

Исследователи творчества Достоевского отмечают, что во всем мировом искусстве найдется немного произведений, подобных “Преступлению и наказанию”, в которых желтый цвет был бы в такой степени цельно выдержан. Аналогию проводят с живописью, с творческими исканиями голландского художника Ван-Гога. Картина Ван-Гога “Кафе” изображает залу провинциального трактира с ярким желтым полом и висячими керосиновыми лампами, свет от которых окрашивает фигуру хозяина и всю обстановку в желтый цвет. “В моем “Кафе”, - писал Ван-Гог, - я попытался выразить то, что кафе - это место, где можно сойти с ума или совершить преступление Все это выражает атмосферу раскаленной бездны, бледного страдания. Все это выражает мрак, в котором, однако, дремлет сила”.

Именно в распивочной Раскольников случайно подслушивает разговор двух студентов о никчемности и ненужности таких людей, как Алена Ивановна, что явилось еще одним толчком к мысли об убийстве. Распивочная – это место, где властвуют темные силы умами людей, а во мраке дремлет страшная сила, способная привести человека к преступлению.

Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно желтый цвет. Например: Мармеладов - "с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками. "; лицо Порфирия Петровича, представителя законности действующей власти, было "цвета больного, темно-желтого", что тоже имеет определенное символическое значение, указывающее на нездоровые законы общества.

Люшер говорит о влиянии желтого цвета на психику человека: « Желтый беспокоит человека, возбуждает его и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, наконец, становится дерзкой и навязчивой». Возможно, этим и можно объяснить поведение Раскольникова, его навязчивые мысли о праве сильной личности и дерзком желании испробовать теорию применительно к себе.

Читая слова Люшера о предпочтении желтому цвету людей, стоящих на грани самоуничтожения, представляешь в этой роли Родиона Раскольникова: «Когда отчаявшийся «хватается за соломинку» и хочет принудительно вызвать последнюю надежду, то он еще раз отдаст предпочтение желтому цвету, но вместе с принуждающим черным. Он зачастую, так же, как и Ван-Гог, в последней картине (июнь 1890) черные вороны кружат под черно-синими грозовыми тучами над волнующим желтым пшеничным полем, стоит на грани самоуничтожения». В романе явно сочетание темно-черных цветов с желтым представляет перед нами, читателями, неприглядную картину нищеты и болезненности героев, приводящих их к обесцениванию человеческой жизни, к преступлению и самоуничтожению.

Иногда в описании портретов героев определение "желтый" уступает место близкому по эмоциональной и цветовой окраске определению "бледный". Например: "бледное, с горящими глазами лицо" Сонечки, ". краска бросилась в бледное лицо Дуни" и т. д. Желтизна и бледность - неотъемлемая характеристика всех жителей Петербурга. Это подтверждается в эпизоде встречи Сони с незнакомым барином: "широко скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. "

Литературовед В.  В.  Кожинов обратил внимание на «очень существенное сопоставление в «Преступлении и наказании» двух слов: слово «желтый» не раз соседствует с другим словом одного с ним корня — «желчный», которое, кстати, тоже часто встречается в романе. О Раскольникове, например, говорится: «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам. Наконец, ему стало душно и тесно в этой желтой каморке».

Или другое место: «Проснулся он желчный. и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка. имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими. обоями». Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и мира. В этом взаимодействии, очевидно, и коренится тот сложный и напряженный смысл, который приобретает в романе слово «желтый».

Во взаимодействии с «желчью» «желтизна» приобретает смысл чего-то мучительного, давящего.

Таким образом, желтый цвет - символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, "похожая на шкаф или на сундук" каморка Раскольникова, дома, окрашенные в желто-серый цвет, Соня Мармеладова, которая вынуждена была пойти "по желтому билету", женщина - самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, "мебель желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Эту мысль подтверждают и слова психолога М. Люшера: «Желтый – это основной цвет. Он выражает основную психическую потребность – раскрыться Желтому цвету оказывают предпочтение люди, которые надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки или от связи, которая угнетает их как зависимость».

На фоне болезненно желтого цвета дважды в романе встречается этот цвет как чистый, в спокойных тонах. Это говорит о том, видимо, что не все так уж и безнадежно в жизни Родиона Раскольникова, что есть надежда на праведную жизнь.

В романе также выделяются и другие краски, и, прежде всего, цвет глаз у героев. Это "замечательные голубые глаза Сонечки" и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с "холодным, тяжелым взглядом"; это "прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом" на первых страницах романа и эти же глаза "с воспаленным", а затем и "помертвевшим взглядом" после совершенного убийства и т. д.

Мы видим, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т. е. глубокого, цвета к "воспаленному", т. е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т. е. бесцветному.

4. Значение в романе красного цвета

На фоне желтого цвета большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь, красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников замечает, что в квартире "стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром. Прежде всего, он принялся, было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки".

Контраст красного цвета на фоне желтого оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова.

Красный цвет в романе характеризует опасность, которая грозит героям, например в описании Мармеладова: «красноватые глазки» говорят не только о его нравственном падении, но и о болезненной опасности, которая может привести к смерти. Такая же опасность грозит жизни его супруги Катерины Ивановны, которая «в эту зиму простудилась и кашлять пошла уже кровью», а красные пятна на её щеках говорят о нездоровье.

Уже не в своем уме, больная Катерина Ивановна вывела своих детей на улицы города, заставляя их петь, плясать, нарядив их как уличных певцов и певиц: «На мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собою турку. На Леню костюмов недостало; была только надета на голову красная вязанная из гаруса шапочка». Использование красных цветов при описании детей показывает, насколько опасно жить им в больном обществе.

А яркое, красное солнце, которое видит Раскольников, гуляя по городу перед убийством, или маленькое золотое колечко с тремя красными камешками, которое он оставляет под заклад, становятся предзнаменованием опасности не только для жизни Алены Ивановны, но и для него.

5. Значение зеленого цвета

На фоне желтого, серого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой.

В романе появляется церковь с зеленым куполом, куда не раз ходил Раскольников и любил её и старинные в ней образа. Она как символ пути очищения человека от греха.

Зеленый - цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение. Он встречается во втором, "африканском" сне Раскольникова об оазисе, выражая неосознанную жажду душевной ясности и чистоты, наяву же это чувство подавляется. Сонечка - идеал христианской кротости и смирения появляется в конце произведения в зеленом платке. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Сам момент, когда она его надевает, символичен. Это случается в Сибири, в остроге, куда она в очередной раз приходит навестить Раскольникова в то утро, когда в нераскаявшемся убийце происходит перелом. Идя утром на "работы", он видит дальний берег, где "была свобода, где жили люди, не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли времена Авраама и стад его". Именно в это утро Раскольников понимает, что бесконечно любит Соню, чувствует, что воскрес, что наконец-то "наступила жизнь". Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: "Бог сам знает, как я страдала. ". Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга и дает надежду на лучшее будущее героев романа.

Обобщение

Итак, можно сделать вывод о том, что использование определенных цветов в романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (черный, голубой, синий, коричневый, розовый и другие), но преобладают цвета темные, грязно-желтые, красные цвета.

Темный колорит города предполагает зарождение черных мыслей в головах людей и толкает на преступление, как это случилось с Родионом Раскольниковым.

В романе "Преступление и наказание" желтый цвет во всех описаниях людей и вещей - это болезненный цвет. Подготовка убийства, переживания Раскольникова показаны в грязно-желтых тонах.

Кульминация романа показана в красных тонах. Это убийство, совершённое Раскольниковым. Болезнь Катерины Ивановны, смерть Мармеладова – в красных красках, олицетворяющих опасность.

Зелёный – цвет возрождения и очищения души героя от греха, цвет праведного пути, цвет надежды, озарения и преодоления всех несчастий. Зеленый цвет усиливает жизнеутверждающий смысл романа «Преступление и наказание».

Символизм серого кота | Что это значит?