Музыка для начинающих: Изучаем основы нотной грамоты | Музыкальный класс

Содержание

Изучаем основы нотной грамоты | Музыкальный класс

Основы нотной грамоты – то, с чего начинаются серьёзные занятия музыкой. В этой краткой статье не будет ничего лишнего, только простые основы нотной грамоты.

Нот всего семь, их названия каждому знакомы с детства:  до ре ми фа соль ля си. Этот ряд из семи основных нот может быть продолжен их повторением в любом направлении – прямом или обратном. Каждое новое повторение данного ряда будет называться октавой.

Два важнейших измерения, в которых существует музыка – пространство и время. Именно это и отражено в нотной записи: компонент пространства – звуковысотность, компонент времени – ритм.

Ноты записываются специальными значками в виде эллипсисов (овалов). Для отображения высоты звучания используется нотоносец: чем выше звучит нота, тем выше её расположение на линейках (или между линейками) нотоносца. Нотоносец состоит из пяти линеек, которые считаются снизу вверх.

Для того чтобы записать точную высоту звука нотами используются ключи – специальные знаки, которые указывают ориентиры на нотоносце. Например:

Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.

Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке.

Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.

Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке.

Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами. Подробнее о том, как запомнить ноты в скрипичном и басовом ключе вы можете узнать из специального тренинга, который даёт ощутимые результаты после проработки всех упражнений. Кликните здесь для ознакомления.

Как правило, основы нотной грамоты объясняют на примере скрипичного ключа. Посмотрите, как это выглядит, и пойдём дальше.

Время в музыке измеряется не в секундах, а в долях, однако по тому, как они равномерно чередуются в своём движении, их можно сравнить с течением секунд, с равномерными ударами пульса или колокола. Быстрота или медленность смен долей определяется общей скоростью движения музыки, называемой темпом. Длительность каждой доли в секунду можно вычислить опытным путём, используя песочные часы или секундомер и метроном – специальный прибор, который даёт точное число одинаковых ударов-долей в минуту.

Для записи ритма в нотах отображаются длительности каждой ноты. Графическое выражение длительности относится к изменениям вида значка – он может быть закрашенный или не закрашенный, иметь штиль (палочку) или хвост. Каждая длительность занимает определенное число долей или их частей:

Как уже было сказано, доли организуют музыкальное время, но не все доли играют в этом процессе одинаковую роль. В широком смысле доли разделяются на сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие). Сильные доли можно сравнить с ударениями в словах, а слабые доли, соответственно, с безударными слогами. И вот что интересно! В музыке ударные и безударные слоги (доли) чередуются так же, как и в стихотворных размерах. И даже само это чередование называется не иначе как размер, только в стихосложении ячейка размера называется стопой, а в музыке – тактом.

Итак, такт – это время от одной сильной доли до следующей сильной доли. Размер такта имеет числовое выражение, напоминающее дробь, в которой «числитель» и «знаменатель» будут указывать на параметры такта: числитель – сколько долей, знаменатель – какой нотой по длительности эта доля может быть измерена.

Размер такта указывается один раз в начале произведения после ключей. Размеры бывают простыми и сложными. Естественно, те, кто начал изучать основы музыкальной грамоты, в первую очередь знакомятся с простыми размерами. Простые размеры – это двух и трёхдольные, сложные – это те, которые составлены (сложены) из двух или нескольких простых (например, четырёхдольные или шестидольные).

Что важно понимать? Важно понимать, что размером определена точная «порция» музыки, которую можно «запихать» в один такт (ни больше и ни меньше). Если размер такта 2/4, то это значит, что в такте уместится только две четвертные ноты. Другое дело, что эти четвертные могут, как дробиться на восьмушки и шестнадцатые ноты, так и объединяться в половинные длительности (и тогда одна половинная нота займет весь такт).

Ну вот, на сегодня достаточно. Это ещё не вся нотная грамота, но действительно хорошая основа. В следующих статьях вы узнаете много нового, например, о том, что такое диез и бемоль, в чём различие записей музыки вокальной и инструментальной, как расшифровываются «знаменитые» аккорды Am и Em и.д. В общем, следите за обновлениями, пишите свои вопросы в комментариях, делитесь материалом с друзьями в контакте (используйте социальные кнопки внизу страницы).

Вверх


Теория музыки для начинающих чайников и профи

В рубрике «Теория музыки», вы узнаете, что это такое, для чего нужно и кому необходимо. Также ниже будут идти отдельные бесплатные уроки как для начинающих чайников, так и для профи. Там мы подробно будем раскрывать теоретические вопросы данной темы.

Что такое теория музыки

Теория музыки — это определенный комплекс учебных и научных дисциплин музыковедения, которые занимаются теоретическими аспектами музыки. Все это формирует главную базу для создания музыки.

Вот лишь некоторые дисциплины (разделы теории музыки):

  • Инструментоведение — изучение музыкальных инструментов
  • Оркестровка — изложение музыки для оркестра
  • Гармония — дисциплина об организации музыки
  • Полифония — изучение полифонических композиций
  • Ритмика — изучает метр и ритм
  • Музыкальная форма — дисциплина о строении произведения

Еще сюда входят дополнительные курсы по теории музыкального содержания, современной композиции, музыкальной текстологии и многое другое.

Есть еще такое понятие, как элементарная теория музыки. Это такой упрощенный вариант свода теоретических положений о музыке. Как правило, предназначено для начального освоения музыкальной грамоты.

Несмотря на то, что сейчас очень много информации, у многих все равно сидит каша в голове из обрывков каких-то знаний. В итоге, некоторым людям кажется, что это все очень легко. Ведь они вроде бы и понимают информацию, но применить не могут. Поэтому им кажется, что это легко.

Кому-то наоборот, кажется, что очень сложно. Как правило, они открывают классические учебники по теории музыки и думают — «Зачем мне это все нужно, что это такое и как я могу применить на практике?»

У нас много учебников по теории музыки. Многим из них уже по 50 лет. При этом они не теряют своей актуальности потому что они рассчитаны на классическую школу.

То, что мы изучаем сейчас, у нас даже нет такого количества жанров, как в классической музыке. У нас нет чего-то глобального сейчас.

Мы не пишем оперы, симфонии и так далее.

Поэтому теория музыки — это основная база, которую еще никто не отменял. Там все очень грамотно написано и систематизировано.

Но если вы занимаетесь современной музыкой, вам все же придется изучить эту базу и начать двигаться дальше.

Почему важно знать музыкальную теорию

Музыкальную теорию нужно обязательно знать всем, кто занимается музыкой. И не важно, вокалисты, гитаристы или барабанщики! Все, кто играет на каких-то инструментах, поет, сочиняет песни обязательно нужно знать основную базу.

К сожалению, очень часто можно слышать от многих музыкантов, что они снимают партии на слух. Поэтому им не нужно знать ноты, интервалы и тому подобное.

Попадаются и барабанщики, которые играют уже более пяти лет и за все это время не выучили нот. Мало того, что не выучили, так они даже и не собираются этого делать. Они считают, что это вовсе не обязательно.

Но это обязательно! И не важно для кого. Теория музыки для чайников или для профи. Все равно, ее нужно знать и постоянно освежать в своей памяти.

В классическом исполнении нотный материал называют нотным текстом. Слово «текст» стоит тут не случайно. Ведь по сути нотный текст- это тоже самое, что книги, учебники с обычным печатным текстом. И чтение с листа называют потому что это действительно, очень похоже на простое чтение.

Когда ты знаешь ноты и умеешь играть, фактически, это становится очень легко. Ты можешь даже, не проигрывая услышать то, что написано.

С учетом того, что ноты называют текстом, представьте, что вы учитесь в общеобразовательной школе и не умеете читать. То есть, не знаете букв.

Бесспорно, вы сможете чему-то научиться. Например, посмотреть различные обучающие видео. Но читать вы все равно не умеете.

И многому вы все равно не научитесь, пока не сможете нормально читать. Ведь в таком случае большой пласт человеческих знаний для вас просто будет не доступен.

Тоже самое относится и к музыке. Особенно когда вы не знаете теории хотя бы каких-то элементарных вещей. Здесь будет абсолютно тоже самое, что и в вышеприведенном примере.

Что важно в теории музыки для начинающих и профи

Теперь я скажу то, что нужно знать в теории музыки для начинающих и профи. Тем, кто занимается вокалом, играет на музыкальных инструментах и тем, кто пишет музыку. Очень часто спрашивают — «А что мне нужно знать, что почитать и так далее?»

Давайте начнем с вокалиста.

Я выше говорил, что знание нот — это грубо говоря, знание букв. Но вы должны понимать, что знать только буквы для вас будет недостаточно. Нужно научиться эти буквы складывать в слоги, после чего складывать в слова. Только тогда у вас будет полноценная картина.

После того, как вы будете знать музыкальную нотацию, вы должны переходить к изучению интервалов. Для вокалистов это самое главное!

Ясно же, что вы как вокалист, не будете петь аккордами и так далее. Поэтому стадию интервалов вы должны овладеть в совершенстве.

Знаете, люди, которые поют и не знают интервалов (например, не могут прописать себе бэк-вокал) будут всегда идти в слепую. Это все равно, что плыть в океане без карты и компаса.

В общем, интервалы очень важны! В них сразу проигрываем, поем.

Помимо гармонической составляющей (то что мы подразумеваем высотой звука, ноты), в музыке есть вторая очень важная ветка. Это временная составляющая. Это то, что называют длительностями.

В разные времена были больше тенденции. Например, где-то в гармонической составляющей в эпоху романтизма появлялись новые гармонии. Очень часто экспериментировали в этом направлении.

Сейчас такое время, когда в современной музыке очень важна ритмическая составляющая.

Самый элементарный пример, это когда придумали брейкдаун на нулях. Многие считают, что это приметив. Но на самом деле это гениально потому что никто не придумал ничего нового!

Наоборот, убрали лишнее и из средств остался только ритм. Там гармонии нет. Там фактически, только одна нота. Там остается только одно измерение и это ритм.

На самом деле это тоже очень важно и им нужно владеть в совершенстве. И вокалистом это нужно это понимать. Ведь они тоже поют под метроном (чаще всего записываются).

Для инструменталистов это еще важнее. А для барабанщиков это совсем супер важно потому что у них фактически, есть условная высота ноты.

Естественно, у барабанов есть высота звука. Они все отличаются по звуку и так далее. Но в целом, минимум гармонических средств у барабанщика, но при этом больше ритмических.

Теория музыки для композитора

Теперь поговорим про теорию музыки для композитора. Очень часто спрашивают о том, что мне нужно знать, чтобы начать писать музыку. Как, с чего начинать и так далее.

Давайте опять вернемся к музыкальной теории для чайников. Представим, что вы не просто ее знаете, а можете свободно применять.

В таком случае вы в полном объеме овладеваете игрой на инструменте. То есть вы сможете сразу свободно что-нибудь сыграть.

Для этого вам не нужно будет репетировать, долго сидеть и настраиваться. То есть вы играете уже совершенно свободно.

Тоже самое в плане теоретических знаний и применения, это касается и композитора. То есть как минимум, он должен уметь свободно сыграть цепочку аккордов. Только в таком случае у него появится нормальный инструмент для написания музыки.

После того, когда вы изучите теорию музыки в таком достаточном объеме, нужно сделать следующее. Если вы хотите написать свою песню, то открываете какой-нибудь понравившейся пример и затем анализируете его.

Например, проанализировать форму самой песни (куплет, припев). То есть вы сначала разбираете ее на составляющие и создаете некую форму. После этого анализируете сколько квадратов. Классически, припев идет четыре квадрата. Это четыре музыкальные фразы или четыре строчки текста.

Вот все это вы анализируете более подробно. Например, где-то там есть переходы, где-то может быть модуляция и так далее. В итоге вы уже запасаетесь такими инструментами, из которых потом будете лепить свою песню.

После этого анализируйте гармонию.

Ведь есть много шедевров, в которых два аккорда и две ноты на вокале. Но в итоге выглядит все это гениально. Вот в этом и заключается композиторское мастерство.

Чего не хватает тем, кто пишет музыку?

В принципе, не сложно придумать вокальную мелодию. Но чтобы это звучало, должна быть так называемая аранжировка. А это как раз-таки большой набор средств, которые можно грамотно применять.

Конечно же, сегодня нужно обладать своим музыкальным вкусом и талантом. Ведь композиторство — это творческий процесс. К нему можно подойти только с умом и фантазией.

В современной музыке в отличие от классической нет никаких рамок. Фактически, вы можете делать все что душе угодно.

Но в тоже время вы должны понимать, что многие хотят что-то придумать такое, чего еще не было. Например, я сделаю так, как не надо делать потому что до этого еще никто не делал. И тем самым придумаю что-то новое.

Скажу, что вы так ничего нового не придумаете!

До вас так не делали не потому что они до этого не додумались, а потому что это просто не звучит. Поэтому старайтесь получать знания, применять их грамотно и слушать много разной музыки.

Напоследок перед изучением

Теперь вы знаете, что такое теория музыки и почему она так важна для всех, кто занимается таким искусством.

Возможно вы недавно начали работать в музыкальных редакторах и теперь хотите побольше узнать о том, как организованна музыка.

Может быть вы звукорежиссер и много лет занимаетесь записью и микшированием звука. А теперь хотите повысить свою музыкальную грамотность.

А может вы композитор и хотите разнообразить свои аранжировки. Может вы хотите научиться читать и писать партитуру. Или же просто хотите освежить в памяти материал, который проходили в музыкальной школе.

Вне зависимости от вышеперечисленного, для вас мы рассмотрим все азы музыкальной теории от А до Я.

Ниже идут бесплатные уроки в виде статей. Они дадут вам ту необходимую базу знаний, который должен владеть каждый.

Сказать спасибо кнопками ниже:

 

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Нотная грамота для начинающих музыкантов

 

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

 

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

 

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

 

 

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.

Пример большого нотного стана

 

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

 

 

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

 

Пример скрипичного ключа

           

 

Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа». 

Пример басового ключа

             

 

Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

 

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.

Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

 

 

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

 

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:

 

 

Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.

Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

 

 

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.

 

Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

 

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Например:

 

Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

 

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

 

  1. Фа
  2. До
  3. Соль
  4. Ре
  5. Ля
  6. Ми
  7. Си.

 

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Си
  2. Ми
  3. Ля
  4. Ре
  5. Соль
  6. До
  7. Фа

 

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

 

 

Тональность в произведении играет немаловажную роль, она позволяет отражать характер музыки, делая ее, либо простой, либо сложной для восприятия. Любая тональность состоит из двух характеристик: тон и наклонение. В нотной грамоте для начинающих тон представляет собой основной звук, от которого и будет строиться звукоряд. Наклонение – это характер музыки, бывает мажорное, а бывает минорное наклонение. Грубо говоря, мажор – это радость, а минор – печаль. Определять наклонение для начинающего музыканта достаточно сложно по началу, особенно если не знаком с элементарными структурными единицами, такими как интервалы. Поэтому пока не будем забегать вперед. А разберемся с тональностями при помощи удобной таблицы.

 

Диезные тональности


 

Бемольные тональности

Тональность (Мажор и минор) Ключевые знаки
До мажор и ля минор

 

Фа мажор и ре минор

 

Си-бемоль мажор и соль минор

 

Ми-бемоль мажор и до минор

 

Ля-бемоль мажор и фа минор

 

Ре-бемоль мажор и си-бемоль минор

 

Соль-бемоль мажор и ми-бемоль минор

 

До-бемоль мажор и ля-бемоль минор

 

 

 

 

Нотная грамота необходима, как для профессиональных музыкантов, так и для начинающих. Изучайте ее, стремитесь к совершенству. Надеемся, что вы открыли для себя что-то новое из статьи и смогли разобраться в основах нотной записи! Желаем успехов в творческих начинаниях!

 

 

Методическая разработка по музыке: Музыкальная грамота для начинающих.

Музыкальная грамота для начинающих.

1. Названия звуков, октав

В музыке используются 7 разных нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Так называются белые клавиши на фортепиано. Перед двумя черными клавишами находится белая клавиша ДО, а перед тремя черными клавишами – белая клавиша ФА.

до ре ми фа соль ля си

Все семь нот составляют октаву. В середине фортепианной клавиатуры находится первая октава. Выше (правее) первой октавы находятся: вторая, третья, четвертая октавы. Ниже (левее) первой октавы находятся: малая, большая, контроктава, субконтроктава.

2. Размещение нот на нотоносце

Ноты – это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется нотная строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях и между ними:

ДО – на первой добавочной линии, РЕ – под первой, МИ – на первой, ФА – между первой и второй, СОЛЬ – на второй, ЛЯ – между второй и третьей, СИ – на третьей.

до ре ми фа соль ля си до

3. Скрипичный ключ

Скрипичный ключ – это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца.

4. Длительности звуков

Продолжительность звуков обозначается длительностями.

целая    половинная     четвертная        восьмая

 

5. Мажор и минор. Тоника

Мажор и минор наиболее распространенные в музыке лады.

Мажорный лад соответствует бодрым, жизнерадостным мелодиям.

Минорный лад соответствует печальным, грустным мелодиям.

Главный, опорный звук лада называется ТОНИКОЙ.

На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

Песня про Тонику. Мелодия кончается на главном звуке – тонике.

И все мы без сомнения легко узнаем тонику.

6. Гамма До мажор

Гаммой называется последовательное расположение звуков по высоте вверх или вниз от тоники до ее повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Их семь. Ступени обозначаются римскими цифрами. Название гаммы дается по ее тонике. В До мажоре тоникой является звук до.

I II III IY Y YI YII I

7. Ритм. Размер

Организация музыкальных звуков во времени называется ритмом.

1) Размер 2/4 – это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть.

Схема дирижирования:

Примеры группировки в тактах:                        

2) Размер 3/4 – это трехдольный размер, в котором каждая доля длится четверть

За каждой сильной долей следуют две слабые доли.

Схема дирижирования:

Примеры группировки в тактах:         

3) Размер 4/4 – это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть.

Схема дирижирования:

Примеры группировки в тактах:

8. Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие

Ступени делятся на устойчивые (опорные) и неустойчивые.

К устойчивым относятся: I, III, Y ступени. Они образуют тоническое трезвучие. (Т 5|3)

Т 5|3

К неустойчивым относятся: II, IY, YI, YII ступени. Они стремятся перейти в устойчивые.

I II III IY Y YI YII I

II и YII ступени являются вводными звуками, окружающими тонику.

YII I II

9. Полутон и тон

Полутон – это расстояние между двумя ближайшими звуками. (1|2т)

Тон – это два полутона. (1т)

Тоны и полутоны в гамме До мажор:

1т 1т 1/2т 1т 1т 1т 1/2т

Кроме того, полутоны образуются между рядом расположенными белой и черной клавишами. Например: до-до#, фа-фа#, миЬ-ми и др.

Тоны образуются между двумя рядом расположенными черными клавишами.

Например: до#-ре#, фа#-соль#, ляЬ-сиЬ и др.

Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

10. Диез, бемоль, бекар

Диез – знак повышения ноты на полтона.

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

11. Тональность Соль мажор

Соль мажор – мажорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук соль

I II III IY Y YI YII I Т5|3 YII I II

12. Тональность Фа мажор

Фа мажор – мажорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.

I II III IY Y YI YII I Т5\3 YII I II

13. Транспозиция

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.

14. Пауза

Паузой называется знак молчания в музыке. Длительности пауз равны длительностям нот.

Восьмая пауза

Четвертная пауза

15. Музыкальная фраза

Фразы – это части, на которые разделяется мелодия. Ритмические остановки в мелодии называются цезурами. Обозначаются значком \/ и указывают на окончание музыкальных фраз.

16. Реприза

Репризой называется знак повторения в музыке. Повторяться может вся мелодия или ее часть.

Знак репризы:

17. Басовый ключ

Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Расположение нот в басовом ключе:

до ре ми фа соль ля си до

18. Тональность ля минор

Ля минор – минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Как и тональность До мажор, не имеет ключевых знаков.

I II III IY Y YI YII I t5|3

19. Тональность ми минор

Ми минор – минорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук ми.

I II III IY Y YI YII I t5|3

20. Тональность ре минор

Ре минор – это минорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.

I II III IY Y YI YII I t5|3

21. Интервал

Интервалом называется расстояние между двумя звуками.

Всего восемь интервалов. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов: 1. Прима 4. Кварта 7. Септима

2. Секунда 5. Квинта 8. Октава

3. Терция 6. Секста

Пример построения:

1 2 3 4 5 6 7 8


Нотная грамота для начинающих: ноты, нотный стан, альтерация, длительности нот

Нотная грамота представляет собой своеобразный язык, который понимают все музыканты. Тем, кто решил попробовать себя в музыке, нужно познакомиться с этим языком. Все не так сложно, как может показаться.

Каждый музыкальный звук определяется четырьмя физическими свойствами:

  1. высотой
  2. продолжительностью
  3. громкостью
  4. тембром (окраской)

С помощью нотной записи музыкант получает информацию о всех этих свойствах звуков, которые он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Высота звука (звуковысотность)

Все музыкальные звуки выстроены в единую систему – звукоряд. Это ряд, в котором все звуки идут друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков или наоборот, от высоких к низким. Звукоряд делится на части – октавы, которые содержат набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Если обратиться к клавиатуре фортепиано, то в центре клавиатуры, обычно напротив названия, находится первая октава. Правее первой октавы, выше, расположена вторая октава, затем третья, четвертая и пятая (состоящая всего из одной ноты “до”). Ниже, левее первой октавы, расположена малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (состоящая из белых клавиш ля и си).

Ноты изображают в виде пустых или закрашенных (затушеванных) овалов – головок. К головкам справа или слева могут дорисовываться штили — вертикальные палочки и хвосты (хвосты называются флажками).

Если штиль у ноты направлен вверх, то его пишут с правой стороны, а если вниз – с левой. При написании нот действует правило: до 3-й линейки штили нот должны быть направлены вверх, а начиная с 3-й линейки – вниз.

Для записи и чтения нот используется нотный стан (нотоносец). Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх. Ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над линейками. Если для записи ноты не хватает основных 5 линеек, то вводятся дополнительные линейки, которые добавляются сверху или снизу нотного стана. Чем выше звучит нота, тем выше она располагается на линейках. Однако если на нотный стан (нотоносец) не поставлен музыкальный ключ, то положение нот на нотном стане указывает высоту звука только приблизительно: выше или ниже.

Музыкальный ключ – это точка отсчета, которая указывает на положение ноты с конкретной определенной высотой. Ключ ставят обязательно в начале любого нотоносца. Если есть ключ, то зная, где пишется одна нота, можно легко определить положение и другой ноты. Нотная запись получается компактнее, и ноты удобно читать, когда большинство нот находится на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу, поэтому в музыке существует множество музыкальных ключей. Несмотря на то, что совокупный диапазон звучания различных голосов и музыкальных инструментов составляет около 8 октав, диапазон отдельно взятого голоса или музыкального инструмента обычно гораздо уже, что и отражено в названиях музыкальных ключей: сопрановый — для сопранового регистра, альтовый — для альтового, теноровый — для тенора, басовый — для баса (сокращённо SATB).

Музыкальные ключи можно разделить на 3 группы:

Ключ “Соль” – указывает на расположение ноты “Соль” первой октавы. Произошел данный ключ от латинской буквы G, обозначающей ноту “Соль”. К ключам “Соль” относятся Скрипичный и Старофранцузский ключи, выглядят они следующим образом.

Ключ “Фа” – указывает на расположение ноты “Фа” малой октавы. Произошел ключ от буквы латинской F (две точки – это две перекладинки буквы F). К ним относятся Басовый ключ, Басопрофундовый и Баритоновый ключи. Выглядят они следующим образом.

Ключ “До” – указывает на расположение ноты “До” первой октавы. Произошел от латинской буквы C, которая обозначает ноту “До”. К таким ключам относятся Сопрановый (он же Дискантовый) ключ, Меццо-сопрановый, Альтовый и Баритоновый ключи (Баритоновый ключ можно обозначить не только ключом группы “Фа”, но и ключом группы “До”). Выглядят ключи “До”следующим образом

На следующем рисунке изображены различные музыкальные ключи

Источник — https://commons.wikimedia.org, автор — Струнин

Также есть нейтральные ключи для партий барабанов и гитарных партий (так называемая табулатура).

Для начинающих достаточно будет умения читать ноты в скрипичном и басовом ключе.

Ноты, предназначенные для исполнения группой музыкантов, часто объединяют в партитуры, в которых для каждого инструмента, голоса или партии отводится отдельная строка, отдельный нотоносец. Вся партитура объединяется сначала сплошной вертикальной начальной чертой, а нотоносцы нескольких партий или группы инструментов объединяются специальной скобой – акколадой.

Акколада бывает в виде фигурной или квадратной (прямой) скобы. Фигурной акколадой объединяют партии, которые исполняет один музыкант (например, две строчки фортепиано, органа и т.д.), а квадратной акколадой объединяются строчки партий разных музыкантов, которые составляют единую группу (например, музыка для ансамбля струнных инструментов или хора).

Конец партитуры или какой-то части обозначают в нотах двойной вертикальной чертой. Если кроме двойной черты рядом стоят еще и две точки между линейками нотоносца (знаки репризы), то это говорит о том, что все произведение или какой-то раздел нужно повторить.

В нотах могут встретиться пунктирные линии с восьмеркой (знаки переноса на октаву). Они означают, что все, что находится в зоне действия данных линий, нужно играть на октаву выше или ниже. Эти октавные знаки нужно для упрощения чтения очень высоких/низких нот, для записи которых нужно много дополнительных линеек.

К основным музыкальным ступеням относятся 7 звуков: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. На фортепиано для нахождения этих музыкальных ступеней нужно ориентироваться на черные клавиши, которые располагаются группами две-три, две-три. Под любой такой группой, слева, находится нота “До” и дальше располагаются другие ноты.

Есть также производные ступени (измененные основные), которые получаются повышением или понижением звучания основном ступени на полутон. Полутоном называется расстояние между двумя любыми соседними звуками (клавишами) на клавиатуре фортепиано. Чаше всего это будет черная клавиша справа или слева. Измененные ступени бывают двух видов:

  • Диез – повышение на полутон.
  • Бемоль – понижение на полутон.

Изменение основных ступеней называется альтерацией. Знаков альтерации всего пять: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль и бекар.

Дубль-диез повышает звук на два полутон (т.е. целый тон), дубль-бемоль понижает звук на два полутона (т.е. на целый тон), а бекар отменяет любой из перечисленных знаков (играется “чистая” нота без повышения или понижения).

В нотах может быть два вида альтерации:

  1. Случайные знаки – знак альтерации пишется непосредственно перед нотой, которую нужно изменить и действует только в этом месте или такте.
  2. Ключевые знаки – диезы и бемоли, которые пишутся в начале каждой строки возле ключа и действуют каждый раз, когда встречается данный звук, в любой октаве и на всем протяжении произведения.

Ключевые знаки выставляются строго в определенном порядке:

Порядок диезов – ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ

Порядок бемолей – СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА

Длительность

Длительности нот имеют отношение к области ритма и музыкального времени. Музыкальное время особенное, оно протекает равномерными долями и сравнимо, скорее, с биением сердца. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. В нотах могут встретиться, как минимум, два вида музыкальных длительностей: четные и нечетные, причем длительности имеют не только ноты, но и паузы (знаки молчания).

  1. Четные музыкальные длительности – образуются от деления более крупной длительности на число 2 или 2n (2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 и т.д.). За основу для деления принимается целая нота, которая обычно при игре просчитывается (мысленно или вслух считаемся до 4-х) на 4 доли. Одинаковые “хвостатые” восьмые или шестнадцатые ноты часто объединяют в группы под одно ребро.

На следующем рисунке приведены ноты, название их длительностей, а справа паузы таких же размеров.

  1. Нечетные музыкальные длительности образуются от дробления длительности не на две равные половинки, а на три или любое другое количество долек, вплоть до 18-19 долей. Так образуются, например, триоли (при делении на три доли) или квинтоли (при делении на пять долей).

Существует три способа продления нот и пауз:

Пунктирный ритм (нота с точкой) – это ритм с точками. Точки ставятся справа от значка ноты или паузы и удлиняют звучание ровно на половину длительности ноты или паузы. Так, для половинной ноты с точкой длительность будет не две, а три доли и т.д. Может также быть нота с двумя точками: первая точка удлиняет ее длительность на половину, а вторая точка – еще на 1/4 часть, т.е. такая нота удлиняется на 3/4 части своей длительности.

Фермата – то значок, который просит задержать выделенную ноту или паузу настолько, настолько это чувствуется необходимым исполнителю. Большинство музыкантов склоняются к мнению, что фермата тоже удлиняет ноту наполовину (можно взять для себя это за правило). Фермата в отличие от ритма не занимается время такта, это дополнительный бонус, который тормозит привычное движение.

Объединяющая лига – связывает две или несколько нот, которые находятся на одной высоте и следуют друг за другом. Ноты под лигой не повторяются, а объединяются в одну длительность. Кстати, паузы лигами не объединяются.

Музыкальное время очень хорошо организовано, в его организации кроме долей участвуют более крупные единицы – такты. Такт – это отрезок от одной сильной доли до следующей, он содержит точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путем разделения одного и другого вертикальной тактовой чертой.

Количество долей в такте и длительность каждой из них отражается с помощью числового размера, которые указывается сразу после ключевых знаков в начале произведения. Размер выражается с помощью двух чисел, расположенных одно над другим, как бы в виде дроби.

Размер 4/4 (четыре четверти) означает, что в такте четыре доли, каждая из долей по длительности равна четвертной ноте. Нужно помнить, что эти четвертные доли можно раздробить на восьмые или шестнадцатые или объединить в половинные ноты или целую ноту. Размер 3/8 (три восьмых) означает, что в также может уместиться три восьмые ноты, которые можно делить на шестнадцатые или объединять в более крупные. Для начинающих нотная грамота обычно оперирует простыми размерами 2/4, 3/4 и т.д.

Движение долей может быть быстрым или медленным. Скорость движения долей (исполнения произведения) называется темпом произведения. Темп чаще всего обозначается итальянским словом и ставиться под размером в нотах. Также рядом с темпом может ставиться указание по метроному: четвертная длительность=числовое значение. Это означает, что темп данного произведения составляет “числовое значение” ударов (долей) в минуту. Метроном представляет собой маятник с грузом и шкалой, он показывает точное число ударов в минуту и выглядит следующим образом.

Темпы могут быть следующими:

  • Медленные
    • Grave – тяжело, важно, очень медленно
    • Largo – широко, очень медленно
    • Adagio – медленно, спокойно
    • Lento – медленно, тихо
  • Умеренные
    • Andante – спокойно, темп шага
    • Moderato – умеренно
  • Быстрые
    • Allegro – скоро, весело
    • Vivo – живо
    • Vivace – живо
    • Presto – быстро

Громкость

Громкость является одним из самых главных свойств музыкального звука. Громкость обозначается в нотах в промежутках между нотоносцами следующими словами или значками на итальянском языке:

Постепенная смена громкости обозначается следующим образом:

  • crescendo – крещендо – постепенный рост громкости
  • diminuendo – диминуэндо – постепенный спад громкости

Иногда вместо слов крещендо и диминуэндо в нотах ставят “вилочки”, означающие, что нужно постепенно усиливать или ослаблять громкость.

Расширяющаяся вилочка означает крещендо, а сужающаяся – диминуэндо.

Тембр

Тембр – это окраска звука. По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами. С помощью тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты.

В нотах обычно есть различные указания по поводу тембра звуков: название инструмента или голоса, для которого предназначено данное произведение, включение и выключение педалей на рояле, приемами извлечения звука (флажолеты на скрипке).

Если в нотной записи присутствует вертикальная волнистая черта перед аккордами, то это означает, что звуки аккорда нужно играть не одновременно, а арпеджиато, как бы в разбивку, перебором, как это бы прозвучало на арфе или на гуслях.

Под басовым нотоносцем может встречаться красивая надпись Ped. и звездочка – они означают момент включения и выключения педали на фортепиано.

Кроме этих технических элементов в нотах может встречаться много композиторских, словесных, указаний характера исполнения, например:

  • Appassionato — страстно
  • Cantabile — певуче
  • Dolce — нежно
  • Lacrimoso — слезно
  • Mesto — печально
  • Risoluto — решительно
  • Secco — сухо
  • Semplice — просто
  • Tranquillo — спокойно
  • Sotto voce – в полголоса

Еще одними из важных элементов в музыкальном тексте являются штрихи. Штрих – это указание на конкретный способ звукоизвлечения, способ артикуляции, который сильно влияет на общий характер исполнения произведения. Штрихов существует много, они отличаются у скрипачей и пианистов. Три универсальные штриха:

  • non legato – несвязное исполнение
  • legato – плавная, связная игра
  • staccato – отрывистое, короткое исполнение

Похожие публикации

Общая информация о статье

Название

Нотная грамота для начинающих

Описание

Нотная грамота представляет собой своеобразный язык, который понимают все музыканты. Тем, кто решил попробовать себя в музыке, нужно познакомиться с этим языком. Все не так сложно, как может показаться

Автор

Наталия Устьян

Риффы для электрогитары для начинающих: лёгкие табы новичкам

Гитарный рифф – это мелодическая фраза, или последовательность нот, аккордов, которая может повторяться в песне снова и снова (во вступлении, после куплетов и припевов) или прозвучать только один раз, например, между частями музыкального произведения. Эти фразы особые – яркие, запоминающиеся. По ним можно узнать тему на слух – фишка, изюминка в структуре музыкального произведения.

Рифф может быть лишь только дополнением в аранжировке песни или являться её основой. Многие стилевые направления рока являются риффовой музыкой (хард-рок, трэш-метал, дэт-метал и др.).

Прообраз риффа – остинато (многократное повторение мелодической фразы, ритмической фигуры) – используется в классической музыке со времён средневековья. С 30-х гг. XX века риффная техника используется джазменами в оркестровых аранжировках и джаз-бандах.

Ну а началом эволюции рок-риффов можно считать блюзовые темы 1950-х гг. Например, в песнях «Hoochie Coochie Man» Muddy Waters и «Smokestack Lightnin’ » Howlin’ Wolf’s можно услышать во вступлении риффы, щедро вздобренные блюзовыми интонациями.

Эти и другие блюзовые композиции 50-х гг. как зёрна музыкальной идеи дадут буйные всходы на почве рока в последующие психоделические, громыхающие, кричащие 60-е и 70-е, 80-е и 90-е гг. И не блёкнут, не теряют своей эмоциональности, оригинальности и в наши времена – в XXI веке – в эру сумасшедших музыкальных изысков альтернативного рока и тяжёлой гитарной музыки.

В этой статье мы разберём риффы для электрогитары для начинающих. Список составлен не по степени популярности песен. Но есть в нём определённая концепция от простого к сложному: то есть первые темы сравнительно лёгкие для исполнения и далее уже посложней… придётся позаниматься больше, чтобы научиться играть. В подборке музыкальный материал различных периодов рок-музыки прошлого века: начиная The Rolling Stones, The Beatles и заканчивая Nirvana, Metallica (времён «Чёрного альбома»). Риффы для электрогитары новичкам представлены в виде нот и табов с фрагментами из оригинальных аудиозаписей исполнителей (можно послушать онлайн и скачать). Так что всё необходимое для занятий у вас будет.

Ну что ж берите гитару в руки! Мы начинаем!

1. In My Life – The Beatles
Простейшая, но красивая, задушевная мелодия на первых двух струнах в пределах первых пяти ладов грифа. Отличный вариант попрактиковаться для начинающих обучение на гитаре с нуля.

2. The Man Who Sold The World – David Bowie
Эту песню вы могли слышать и в исполнении Курта Кобэйна. Простейшая, но интересная фраза из трёх нот. Также вам придётся сделать бенд на третьей струне (подтянуть её на полтона – как играть указано в табах).

3.  Satisfaction (I Can’t Get No) –The Rolling Stones
Тема не нуждается в особенном представлении. Классика есть классика. Но для новичков – то, что нужно. Рифф играется на пятой струне в трёхпальцевой аппликатуре. Не забудьте про глиссандо (скольжение по струне) и залигованные ноты (пул). Что ещё примечательного, вторая нота риффа при повторе за вторым и третьим разом по длительности меньше (не четвертная, а восьмая), то есть снимайте её раньше, чтобы прозвучала более отрывисто.

4. Politician – Cream
Очень и очень интересная гамма в риффе. По крайней мере, для блюз-рока. Звучит немного необычно. Но ходы лёгкие, освоите быстро.



5. Day Tripper – The Beatles
И да здравствует рок-н-ролл! Всё в лучших традициях этого стиля. Не без присутствия блюзовой магии. Фраза играется на электрогитаре во второй позиции с использованием открытых струн.

6. Hey Bulldog – The Beatles
И снова Битлз! Акцент на пониженной квинте (с Си на Фа) придаёт немного агрессивное звучание. Что, впрочем, Джоном Ленноном, автором песни, наверняка и задумывалось.

7. Oh, Pretty Woman – Roy Orbison
Познакомьтесь с историей! Рифф от пионера рок-н-ролла. Его первая часть повторяется несколько раз, и потом играется полностью. Что создаёт развитие. Имеет определённую схожесть с фразой из Day Tripper (The Beatles). И кстати, песни были написаны практически в одно и то же время.

8. Dazed And Confused – Led Zeppelin
Мрачная, тянущаяся по хроматике (движение по полутонам) мелодия в блюзовом ритме 12/8. Наверное, это один из секретов гитарного мастерства Джимми Пейджа – получать вот такой экзотический сплав блюза и рока. Полутоновые бенды чередуются с «чистыми» нотами сначала на четвёртой струне, а потом и на пятой, что и создаёт хроматизм. Но на самом деле это лёгкие риффы для электрогитары. Нотной записи не пугайтесь. Главное –научиться точно делать бенды.



9. Californication – Red Hot Chili Peppers
Если вы только начинаете штудировать баррэ на гитаре под названием F, Californication отличная тема попрактиковаться. В теме играется в I позиции фа мажор с мелодическими добавками в неполной аппликатуре (только на басовых струнах). А точнее – в гармонической связке Am – F. Да и вообще, это классный рифф для электрогитары 🙂

10. Come As You Are – Nirvana
Как захотите сыграть этот гранжевый психоделизм, первым делом перестройте все струны гитары на тон ниже. Иначе с оригиналом сыграть не получиться: если строй стандартный – будет жуткое нестроение с разницей в тон; выдаст вашим ушам не ту психоделику, которая требуется. А в остальном просто – табы для новичков. И всё-таки музыкальный минимализм Курта Кобейна гениален!

11. Hells Bells – AC/DC
Мрачная баллада «Колокола ада», написанная группой спустя некоторое время после смерти первого вокалиста Бона Скотта. Перебор с овердрайвом. Ноты при игре арпеджио не приглушаются, а сливаются. В конце каждого четырёхтактового квадрата мелодический ход пауэр-аккордами: квинта от C, и секста от B (мизинец остаётся на том же ладу, а указательный перемещается на II лад).

12. Black Sabbath – Black Sabbath
Протяжные, мистические звуки. Какие могут быть сомнения в том, что это чёрная суббота?  Штрихи, указанные в завершении фраз приближены к оригинальной записи. Но если вам совсем будет сложно совладать со всеми этими скольжениями по струне вверх и вниз, просто выдерживайте длительность ноты или трели и потом делайте восходящее глиссандо, где это необходимо. В помощь видео песни с концертных выступлений Black Sabbath. И кстати, о трелях (в этом риффе они точно дьявольские!): смотрите в табы – где над нотой C# (до-диез) есть надпись «tr» нужно быстро посредством техники «хаммер он + пул оф» чередовать её с нотой D (ре).

13. Crazy Train – Ozzy Osbourne
Сумасшедший поезд вот-вот отправится в путь! Классный ход в фа-диез миноре. Что-то наподобие педального тона: постоянно повторяющийся тонический звук (F#). За четвёртым разом фраза заканчивается пауэр-аккордами. И играются они с отрытыми струнами на первых ладах. В E5 третья струна приглушается, не звучит (схемы аккордов изображены в табулатуре).



14. Into The Fire – Deep Purple
Рекомендуется для начинающих, осваивающих хроматические ходы, и просто для поклонников классического хард-рока. Да-да, вы ничего не перепутали. Как пошли во втором такте с первого лада шестой струны – и аж до шестого (до ля-диез значит). И в заключительном такте ещё одна «хроматическая прогулка» – до 11 лада.

Ещё риффы Deep Purple тут.

15. Heathens from the North – Yngwie Malmsteen
Преоригинальные «длинные» риффы от великого неоклассического маэстро. Строй гитары опустите на полтона. В третьем такте трель (7 и 8 лад на четвёртой струне). Не пропустите это мелодическое украшение!

16. Stargazer – Rainbow
Не песня, а целая рок-поэма. Рифф определённо эпический. Ричи Блэкмор умело использовал «проходящие» полутона в мелодии. Кульминация разворачивается аж на пять четвертей.

17. July morning – Uriah Heep
Любите красивые мелодии? Тогда бросьте всё и сыграйте этот фрагмент песни «Июльское утро». Впечатление гарантируется. Тут есть и мистицизм (в какой-то момент кажется, что присутствуют интонации из произведения «В пещере горного короля» Эдварда Грига), и лирика, какую может дать только рок. Добавляйте к звукам глиссандо, где указано в табах.

18. Breaking the Law – Judas Priest
Быстро, мощно. Ну что ещё сказать. Judas Priest – и этим всё сказано. По технике исполнения довольно всё просто – а-ля табы для начинающих. Ход с открытой пятой струной. Но сначала, конечно, играйте в медленном темпе. Желательно поупражняться.

19. Bohemian Rhapsody – Queen
Фрагмент легендарного произведения Queen. В табах выписан вариант фразировки с P.M. (Palm muting – глушение струн ладонью).

20. Black Night – Deep Purple
Тема играется в триольном ритме шаффл. Две восьмые в нотной записи приравниваются к триоли (четвертная + восьмая в ребре «3»).

21. Susie Q – Creedence Clearwater Revival
Утончённого музыкального вкуса гитаристам из Creedence Clearwater Revival не занимать. Шикарные в мелодическом и ритмическом разумении фигуры в боксе ми минорной пентатоники на первых трёх ладах с открытыми струнами. Ноты, над которыми стоят «точки», играйте отрывисто. Соль на шестой струне чуть-чуть оттягивайте вниз. Не перестарайтесь – требуется всего примерно четверть тона. Поиграйте вместе с аудиозаписью – и быстро научитесь.

22. One For The Road – Judas Priest
Очень даже оригинальный рифф для электрогитары на пять четвертей (заметьте!). Где указан «x», струну нужно полностью заглушить (пальцами левой руки) и сделать удар медиатором.

23. Outside Woman Blues – Cream
Тут есть заковыристый аккорд – E7 #9. Если ещё не знакомы с ним – знакомьтесь обязательно. Попадётся в роковых темах вам ещё не раз и не два. Вот, например – Gary Moore «Power of the Blues». Там тоже он есть только в другой аппликатуре.

24. Up Around The Bend – Creedence Clearwater Revival
Ну очень красиво и мелодично – рифф на аккорды D – D – A – D в виде ломанных арпеджио. Отдельно поработайте над форшлагами (маленькие нотки возле основных) – быстрые глиссандо по 3-ей струне.



25. Heartbreaker – Led Zeppelin
Не пугайтесь большого количества нот. Фактически ход повторяется: сначала по ля минорной потом по си минорной блюзовой гамме + бенды на полтона и тон на шестой струне.

26. Manic Depression – Jimi Hendrix
Рифф на ¾ да и ещё в триольной пульсации. Где в нотах по две восьмых на самом деле нужно играть фигуру – четвертная + восьмая в триоли. Но чтобы сильно не заморачиваться, попытайтесь словить ритмические рисунки на слух (слушая аудиозапись). Почувствуйте пульсацию. Но риффы для электрогитары от Джимми Хендрикса – это определённо уровень, источник вдохновения. Так что наберитесь терпения и освойте тему. Окупится сторицей.

27. Moby Dick – Led Zeppelin
Гитарный строй нужно немного изменить. Шестая с E (ми) в D (ре). То есть на тон ниже. Рифф имеет структуру похожую на блюзовый квадрат. Ноты, обозначенные точками, играйте отрывисто. Также выдерживайте шестнадцатые паузы («не растягивайте» звуки).

28. Purple Haze – Jimi Hendrix
Во фразах есть довольно много заморочек со звукоизвлечением (отрывистый штрих, мелизмы, глиссандо, бэнды на четверть тона). Но как уже выше и говорилось о творчестве Хендрикса – не жалейте времени и хорошо изучите рифф. Повысите свой исполнительский уровень. Почерпнёте много интересного.

29. Smoke on the water – Deep Purple
Классика рока. Играется в соль миноре квартами. Делайте удары по приглушенным струнам, где в табах указан символ «x».

30. Rocka Rolla – Judas Priest
Этот рифф тоже с квартами. Имеет интересное развитие. К первой фразе при каждом повторе добавляются ещё ноты.

31. Working Man – Rush
К ритмическом рисунку на аккорде E5 добавляются различные мелодические ходы. Переход к следующей части через открытую шестую струну.

32. Bird of prey – Uriah Heep
Вот они такие были «первые ласточки» хеви-метала. Готовьтесь поупражняться на переменный штрих. В последнем такте красивая мелодичная фраза. С ней определённо можно поэкспериментировать на досуге. В смысле того, что это отличный материал для создания импровизационных линий и для написания собственных тем.

33. I Was Made For Lovin’ You – KISS
Даже те, кто не увлекается рок-музыкой, хотя бы раз, но слышали эту песню. А именно рифф с неё может и больше. Он стал жертвой всяких-разных электронных ремиксов. Но мы, конечно, представляем вам его в формате оригинальной записи от группы KISS. В последнем такте небольшая заморочка с аккордом: удерживайте на Em дополнительно указательный палец как на баррэ, чтобы сделать пул к седьмому ладу (четвёртая струна не звучит).

Теория музыки для начинающих


23 платных урока для начинающих



Нажмите, чтобы установить плагин Flash, если вы не можете просмотреть демонстрационные версии Flash на этой странице. Для пользователей мобильных телефонов: нажмите ниже, чтобы получить ссылку из видеоуроков:

Урок 12
Урок 13
Урок 14

Урок 15
Аккорды
мажорной гаммы
Урок 17
Импровизация
Урок
Урок 16
Круг
Пятых




Для пользователей мобильных телефонов — посмотрите
Урок 14 — Интервалы с демонстрациями Flash
в видео ниже:


Нажмите, чтобы установить плагин Flash, если вы не можете просмотреть демонстрационные ролики Flash на этой странице

Используйте виртуальное пианино ниже вместе с уроком в верхней части этой страницы.



Для пользователей мобильных телефонов — посмотрите
Урок 12 — 12 клавиш в музыке с демонстрациями Flash
в видео ниже:

Для пользователей мобильных телефонов — посмотрите
Урок 15 — Аккорды мажорной гаммы с демонстрациями Flash
на видео ниже:


Урок 5
Основы фортепиано:
Нота
Продолжительность
Урок 8
См. 3 основных
тональных аккорда
C в этой песне
Урок 11
Блюз
Аккорд
Шаги

Для пользователей мобильных телефонов — посмотрите
Урок 16 — Введение в Circle of the 5th с демонстрациями Flash
в видео ниже:

Для пользователей мобильных телефонов — посмотрите
Урок 13 — Основные масштабы с демонстрациями Flash
в видео ниже:

Узнайте, как построить

в крупном масштабе

Формула — R, W, W, H, W, W, W, H
(R = основная нота, W = весь шаг, H = полушаг)

Как играть

C Major Scale


См. Аппликатуру для мажорной шкалы C
C, D, E, F, G, A, B, C






D Major Scale
См. Аппликатуру для D Major Scale
D, E, F # , G, A, B, C # , D


Доступ к 50 бесплатным урокам игры на фортепиано

Скачать бесплатные ноты для
Easy Piano, Классические песни и др.

A Major Scale
См. Аппликатуру для A Major Scale
A, B, C # , D, E, F # , G # , A

Инверсия аккордов
Выучить аккорд основной позиции
Аккорды первой и второй инверсии
Доступ к бесплатному онлайн-руководству

E мажорная шкала
См. Аппликатуру для E Major Scale
E, F # , G # , A, B, C # , D # , E


Урок 9
Игра
мажор
Аккорд
Урок 11
12-тактный
Блюз-аккорд
Прогресс
Урок 10
Три
Основные
Аккорды

Доступ к бесплатному виртуальному пианино

Нажмите ниже, чтобы получить доступ к
БЕСПЛАТНЫМ аккордам виртуального фортепиано

Вы можете найти здесь любые аккорды или гаммы —


Скачать ноты бесплатно

Большая шкала G
См. Аппликатуру для G Major Scale
G, A, B, C, D, E, F # , G

Научитесь играть в B Major Scale с аппликатурой
B Major Scale
См. Аппликатуру для основной шкалы B
B, C # , D # , E, F # , G # , A # , B

Узнайте, как играть F # Major Scale с аппликатурой
F # Major Scale
F # , G # , A # , B, C # , D # , E , Факс

Связанные руководства

Выучить аккорды

Урок 27
Минор
Аккорды
Урок 42
Уменьшение
аккордов
Урок 28
3 Среднее
Аккорды

Пользовательский поиск






Используйте виртуальную клавиатуру , представленную ниже, чтобы играть в эти песни Access 3 Easy Piano для начинающих, бесплатные обучающие программы с демонстрациями Flash — увлекательный способ научиться играть на пианино!

Щелкните, чтобы установить подключаемый модуль Flash , если вы не можете просмотреть демонстрационные ролики Flash или виртуальную клавиатуру на этой странице.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ Z-BOARD

Для воспроизведения нот для мелодий для правой руки —

    Используйте компьютерную мышь, чтобы щелкнуть прямо по Z-Board.
Чтобы сыграть аккордов для левых аккордов —
    1. Сначала используйте мышь, чтобы один раз щелкнуть мышью по Z-Board, чтобы активировать
    перед тем, как играть аккорды
    2. Чтобы сыграть аккорд до мажор (C -E — G) одновременно зажать «Shift» — «S» — «F» (на клавиатуре компьютера).

Пользовательский поиск


Изучение песен, аккордов, теории музыки, импровизации и фортепианных техник

Фортепиано среднего уровня





Продвинутое фортепиано




Первые и самые простые скрипичные песни для начинающих

Когда вы начинаете учиться игре на скрипке, вы, вероятно, воображаете себя мастером сложной пьесы, например, сонаты Бетховена или Концерта ля минор.Но на самом деле вам следует проявить немного терпения, потому что для этого потребуется время.

Чтобы хорошо сыграть на скрипке, у вас может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет. Частично это зависит от вашей дисциплины и желания учиться. Никогда не поздно начать учиться, так что не позволяйте такой мысли подавить ваше стремление! Местные уроки игры на скрипке и онлайн-уроки игры на скрипке делают обучение удобным из любого места.

Скрипка — это инструмент, требующий жесткой и правильной техники игры, которая включает позиционирование, правильную форму, позу, а также правильный баланс и качество звука.Это не говоря уже о знаниях теории музыки, которые необходимы для правильного чтения нот во время игры, поэтому убедитесь, что у вас есть твердое понимание этого, или будьте готовы выделить больше времени в своем расписании для изучения.

Есть много песен, которые могут быть использованы для начинающих играть на скрипке, которые просты в игре и будут большим подспорьем в начале вашего процесса обучения.

Имейте в виду, что даже для новичков потребуется время, чтобы хорошо выучить и освоить эти песни, поэтому не расстраивайтесь, начиная свое путешествие.Проявите немного терпения и много практики, чтобы с легкостью исполнять эти мелодии.

Вот список из девяти простых скрипичных песен, с которых должен начинать каждый скрипач:

1. ODE TO JOY

Если вы хотите научиться играть Бетховена, это идеальное место для начала. Классическая музыка — один из самых сложных видов музыки, особенно для игры на скрипке. Эта песня поможет вам освоить искусство классической музыки на скрипке, а также отработать технику игры пальцами и смычков.Вы даже можете играть с этой песней по мере того, как становитесь лучше, добавляя несколько восьмых нот или демонстрируя легкое арпеджио, которое делает ее более сложной, чем она есть на самом деле.

Посмотрите учебник

2. УИЛЬЯМ ТЕЛЛ ОВЕРТЮРА

В соответствии с классической темой, увертюра Вильгельма Телля, также известная как «Тема одинокого рейнджера» Россини, является очень известной пьесой, которую вы можете играть и звучать впечатляет. В нем также есть жизнерадостный и запоминающийся ритм, который нравится людям.

Посмотреть руководство

3.AMAZING GRACE

Если вы хотите разучить пьесы, которые вы можете сыграть в церковной обстановке или на собрании для христиан, классическая мелодия Amazing Grace также очень хорошая песня для скрипки для начинающих. Это более сложная вещь, но она очень популярна. Бонусные баллы, если вы найдете опытного певца, который будет подпевать вашей игре на церковной службе!

Посмотрите учебное пособие

4. КОГДА СВЯТЫЕ ИДУТ МАРШРУЮТ В

Это еще одна более оптимистичная мелодия, которую люди будут прослушивать (или маршировать).Для начинающей песни самое замечательное в том, что ее можно играть медленно ИЛИ быстро. Темп на самом деле можно даже отрегулировать, так что по мере того, как вы его изучите, вы можете начать медленно и постепенно увеличивать его, когда вы его осваиваете.

Посмотреть руководство

5. СВАДЕБНЫЙ МАРТ

Свадебный марш Мендельсона — очень популярная песня для скрипки и, в частности, для свадеб (конечно). Так что, если вы хотите использовать свои игровые навыки для таких мероприятий, как свадьбы, это отличная песня для начинающих, так как ее легче понять на скрипке.

Посмотреть руководство

6. JINGLE BELLS

Чрезвычайно популярная рождественская песня Jingle Bells — хорошая песня для изучения на скрипке, потому что она написана в обычное время и сделана соль мажор, что является идеальным местом для начинающих скрипачей. Также полезно, чтобы ноты, в частности, для этой песни были бесплатными! Еще одна рождественская мелодия, которую довольно легко выучить, а также бесплатную с точки зрения получения музыки, — это Away in a Manger.

Посмотреть руководство

7.FOR He is a Jolly Good Fellow

С длинными завязками и очень узнаваемой мелодией «For He is a Jolly Good Fellow» — популярное скрипичное произведение, которое должно быть включено в ваш репертуар. В дополнение к этой детской песне вы также должны добавить Twinkle, Twinkle Little Star — это такая же мелодия, что и Happy Birthday, так что вы можете выбрать, какую песню назвать! Обе эти песни отлично подходят маленьким слушателям, чтобы подпевать им.

Посмотреть руководство

8.LA BAMBA

Выучите эту легкую скрипичную пьесу в традиционной версии в аранжировке Кристиана Морриса. Мексиканская народная песня — отличный выбор для начинающих скрипачей. Веселая и жизнерадостная песня включает в себя ряд драматических тенуто и групп туплетов, которые позволят вам развить и улучшить свои навыки игры на скрипке, такие как владение пальцами и смычок.

Посмотреть руководство

9. ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН

Если вы поклонник далекой-далекой галактики, то это произведение Джона Уильямса — хорошая песня, которую можно добавить к вашим легким в исполнении произведениям. , особенно если у вас много друзей, родственников или других поклонников научной фантастики.Большинство людей узнают популярную мелодию, а ее повторяемость отлично подходит для начинающих играть на скрипке.

Смотреть руководство


Какие бы песни вы ни хотели изучить, помните, что чем проще тональность, тем проще повторение мелодий в тактах и ​​любые прогрессии, которые можно легко изменить пальцами когда вы находитесь на начальной стадии обучения.

Независимо от ваших способностей и техники, перечисленные песни должны помочь вам хорошо начать обучение и составить репертуар.Когда становится очевидной легкость песен, пора найти более высокий уровень сложности для вашей практики. Удачной игры!

Теория музыки для начинающих

1

1 Обозначения, ориентиры и линии главной книги

Используйте эту колоду для изучения обозначений для названий нот в скрипичном и басовом ключе, примечаний к ориентирам, примечаний к строкам бухгалтерской книги (до двух строк бухгалтерской книги выше и ниже нотоносца) и музыкальных паттернов. Аудио включено в дополнение к вашему обучению.Овладейте своими музыкальными навыками — завершите Урок 1 соответствующего учебного пособия Ultimate Music Theory Prep 2, чтобы улучшить свое обучение теории музыки. UltimateMusicTheory.com

131
2

2 Примечание и остальные значения и интервалы

Используйте эту колоду, чтобы узнать значения нот (целая, половина, пунктирная половина, четверть, восьмая и восьмая тройка), значения паузы (целая, половина, четверть и восьмая), а также определить расстояние между интервалами для мелодических и гармонических интервалов.Аудио включено в дополнение к вашему обучению. Совершенствуйте свои музыкальные навыки — завершите Урок 2 соответствующего учебного пособия Ultimate Music Theory Prep 2 Workbook, чтобы улучшить свое обучение теории музыки. UltimateMusicTheory.com

112
3

3 простых временных подписи

Используйте эту колоду, чтобы изучить простые временные размеры (2/4, 3/4, 4/4 и обычное время) и определить недостающие паузы в такте. Аудио включено в дополнение к вашему обучению.Совершенствуйте свои музыкальные навыки — завершите Урок 3 соответствующего учебного пособия Ultimate Music Theory Prep 2, чтобы улучшить свое обучение теории музыки. UltimateMusicTheory.com

110
4

4 полутона, полные тона и случайные сигналы

Используйте эту колоду, чтобы научиться распознавать полутон (полушаг), весь тон (целый шаг) и случайные (бемоль, диез и естественность). Аудио включено в дополнение к вашему обучению.Совершенствуйте свои музыкальные навыки — завершите Урок 4 соответствующего учебного пособия Ultimate Music Theory Prep 2 Workbook, чтобы улучшить свое обучение теории музыки. UltimateMusicTheory.com

109
5

5 основных чешуек, 2 острых предмета и 2 лопатки

Используйте эту колоду, чтобы узнать, как определять мажорные гаммы, мажорные пентаскейли и названия степеней шкалы, а также просматривать временные подписи и паузы. Аудио включено в дополнение к вашему обучению.Совершенствуйте свои музыкальные навыки — завершите Урок 5 соответствующего учебного пособия Ultimate Music Theory Prep 2, чтобы улучшить свои навыки теории музыки. UltimateMusicTheory.com

109
6

6 натуральных мелких чешуек 2 острых и 2 плоских

Используйте эту колоду, чтобы узнать, как определять естественные минорные гаммы, минорные пентаскалей и названия степеней, а также просматривать временные подписи и паузы. Аудио включено в дополнение к вашему обучению.Совершенствуйте свои музыкальные навыки — завершите 6-й урок соответствующего учебного пособия Ultimate Music Theory Prep 2 Workbook, чтобы улучшить свое обучение теории музыки. UltimateMusicTheory.com

104
7

7 ключевых подписей (2 острых и 2 плоских)

Используйте эту колоду, чтобы узнать, как определять ключевые подписи до двух диезов и двух бемолей, определять гаммы и называть ноты с помощью ключевой подписи. Аудио включено в дополнение к вашему обучению.Совершенствуйте свои музыкальные навыки — завершите Урок 7 соответствующего учебного пособия Ultimate Music Theory Prep 2 Workbook, чтобы улучшить свое обучение теории музыки. UltimateMusicTheory.com

111
8

8 ключевых подписей на большом штабе

Используйте эту колоду, чтобы узнать, как определять ключевые сигнатуры, до двух диезов и двух бемолей на большом посохе, термины темпа и интервалы. Аудио включено в дополнение к вашему обучению. Совершенствуйте свои музыкальные навыки — завершите Урок 8 соответствующего учебного пособия Ultimate Music Theory Prep 2 Workbook, чтобы улучшить свое обучение теории музыки.UltimateMusicTheory.com

113
9

9 основных триад, твердые и сломанные

Используйте эту колоду, чтобы научиться изучать основные триады — твердые (заблокированные) и сломанные. Аудио включено в дополнение к вашему обучению. Совершенствуйте свои музыкальные навыки — завершите Урок 9 соответствующего учебного пособия Ultimate Music Theory Prep 2, чтобы улучшить свое обучение теории музыки. UltimateMusicTheory.com

107
10

10 гармонических минорных гамм

Используйте эту колоду, чтобы изучить гармонические минорные гаммы, мажорные и относительные минорные тональности, тоническую ноту и ключевые подписи.Аудио включено в дополнение к вашему обучению. Совершенствуйте свои музыкальные навыки — завершите Урок 10 соответствующего учебного пособия Ultimate Music Theory Prep 2, чтобы улучшить свое обучение теории музыки. UltimateMusicTheory.com

109
11

11 мелодических минорных гамм

Используйте эту колоду, чтобы выучить мелодические минорные гаммы, мажорные и относительные минорные тональности, тоническую ноту и ключевые подписи. Аудио включено в дополнение к вашему обучению.Совершенствуйте свои музыкальные навыки — завершите Урок 11 соответствующего учебного пособия Ultimate Music Theory Prep 2, чтобы улучшить свое обучение теории музыки. UltimateMusicTheory.com

102
12

12 Анализ и музыкальные термины

Используйте эту колоду, чтобы изучить анализ, музыкальные термины и определения. Аудио включено в дополнение к вашему обучению. Совершенствуйте свои музыкальные навыки — завершите Урок 12 соответствующего учебного пособия Ultimate Music Theory Prep 2, чтобы улучшить свое обучение теории музыки.UltimateMusicTheory.com

108

Ноты для скрипки бесплатно

Строка меню
  • Дом
  • Классическая музыка
  • Обзор заголовков
  • Категории
  • Популярная музыка
  • Дополнительные ресурсы
    • Музыкальные коллекции
    • Уроки игры на скрипке
    • Скрипка

Классическая музыка

Популярные композиторы

Бах

Бетховен

Брамс

Моцарт

Паганини

Шуберт

Приборы

Сольная скрипка

Скрипка и фортепиано

Скрипичный дуэт

Тип работы

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *