Как на стихи написать музыку: Есть стих, как написать музыку…

Содержание

Как написать текст для песни или стих

Опубликовано: 17.02.2016

Доброго времени суток, друзья поэты и сочинители!

В нашей статье на сайте Ssabbass.ru вы узнаете, как сочинить текст песни или стих без особых усилий и долгих мучений.

Для чего это нужно?

К примеру, вы хотите посвятить песню своему другу или девушке, написать оригинальные поздравительные стихи для открытки или сообщения в социальных сетях.

Муза — это нечто непослушное и приходящее.

Бывают моменты, когда текст ну никак не хочет писаться или заходит в тупик после первого же куплета. Что делать?

1. Выбираем тему для песни

Именно так. Лучше заранее продумать о чем будет будущая песня (стих). Так проще начинать и имеются хоть какие-то ориентиры.

Если же тема не лезет в голову, а песню написать ох как хочется, то просто смотрим по сторонам или в окно.

В принципе, любая тема сгодится для песни.

Бывает и так, что первая строка буквально выскакивает из головы, а продолжение — темный лес.

В такие моменты текст песни не заходит далее трех-четырех строчек.

Значит, вам понадобится помощник со стороны.

2. Помощник поэта

ССЫЛКА на Помощник поэта: http://www.stihi.ru/assist/

В Интернете есть замечательные сервисы, позволяющие подобрать рифму к любому слову, предложению. Прошу заметить, что мы не рассматриваем различные формы стихосложения, размеры и прочие тонкости.

На данном этапе важно лишь найти продолжение для собственной мысли.

Итак, забив в поисковой строке «помощник поэта» мы получаем список выдачи из различных вариантов сервисов и приложений.

Особо не утруждаемся и проходим по первой попавшейся ссылке.

Далее видим окошко, в которое предлагается ввести слово для поиска возможной рифмы к нему.

Рассмотрим все на примерах.

Кроме того, обратите внимание на сервис Подбор рифмы.

Вот ссылка: http://rifma.poncy.ru/

Отличный сервис — Генератор стихов — http://neogranka.ru/

3. Как написать текст для песни или стих

Попробуем сочинить небольшой стих, состоящий из четырех строк. Условимся, что рифмоваться будут первая и вторая, третья и четвертая строки.

Сначала определяемся с темой. Ну, к примеру будем писать текст о друге-музыканте.

Наобум перем первую, пришедшую в голову фразу: «Мой друг — отличный музыкант».

Теперь идем в приложение «помощник поэта» и подбираем рифму к слову «музыкант».

Сервис предлагает нам варианты: «талант, бант, такт, франт, вливал, часовщик, гигант, дилетант, бриллиант, танцевать, сказать, гигант, стакан, сектант, окна, мечтах, закат, февраль, небесах, печаль, апдант, фант, ураган, прощать, спешат, века, вина, лежат, гладь…. и многое-многое другое».

Как видно, не всегда за основу берется рифма, но слова подходят по теме, дают новые идеи для размышлений, наталкивают на дополнительные, оригинальные мысли.

Для простоты возьмем слово «бриллиант» и сочиним вторую строку. Неплохо будет выглядеть фраза: «Его искусство – бриллиант».

Теперь беремся за третью строку. Ну, пусть это будет: «Он пишет песни «на УРА». Значит, теперь работаем со словом «УРА». Снова обращаемся к «помощнику поэта».

И из предложенных вариантов берем слово «пора». Слегка шевелим извилинами и получаем «И нам такими стать пора».

Результатом будет четверостишие:

Мой друг — отличный музыкант,
Его искусство – бриллиант.
Он пишет песни «на УРА»,
И нам такими стать пора.

Если это текст для песни, то необходимо будет еще продумать аккомпанемент. Возможно, это будет четыре аккорда, а может, и закрученные переходы с использованием надстроек, альтераций и прочих прелестей.

Кстати, в этой теме припевом может быть слово «музыкант» и производные от него.

В общем, я пытался объяснить, как написать текст для песни или стих

, используя лишь технический сервис «помощник поэта».

Конечный результат вашего сочинительства может стать настоящим хитом, которых понравится друзьям и подружкам. ДЕРЗАЙТЕ!!

И не забывайте делиться собственными творениями с другими пользователями, через форму обратной связи.

Присылайте наиболее удачные текста мне, а я их размещу на страницах сайта «Музыкантам…» с сохранением ваших авторских прав на творение.

Как писать музыку на стихи

Каждый композитор пишет песни по-своему. Один будет искать или придумывать текст к уже имеющейся музыке, для другого процесс сочинения музыки и текста будет неразрывным, а третий предпочтет наложить готовые стихи на музыку. В основном авторы пользуются последним способом, так как он является более простым, чем остальные. Для написания музыки на стихи у вас должны быть:

  • стихи
  • какой-либо музыкальный инструмент
  • диктофон

План действий:

1. Выбрать стихотворение. Вообще любые стихи могут быть текстом для песни, но тот, кто уже занимался написанием музыки, скорее всего, заметил, что некоторые тексты просто идеально подходят для песни, а некоторые совсем не желают лечь на мелодию. Объяснить это можно так – поэзия и музыка строятся по одним законам и получается, что одни стихи более мелодичные и простые, а другие – нет. В любом случае, можно выбрать те стихи, которые вам приглянулись, просто с некоторыми нужно будет посидеть подольше.

2. Прочитать выбранные стихи не один раз. Может быть, после нескольких прочтений к вам в голову сразу придет подходящая мелодия. А, если нет, то вы уже можете уловить ритм, характер, структуру текста. Музыке следует дополнять стихи, гармонировать с их звучанием, «двигаться» с ними в одном направлении.

3. Было бы хорошо, если вы можете играть на инструменте, будь то фортепиано, гитара. Пусть это даже будут африканские барабаны – нестандартно, но вызывает интерес! Попытайтесь нащупать пару аккордов, поразмышлять, что за тональности лучше подойдут для вашей песни. Напойте слова и почувствуйте, сочетается ли мелодия со стихами. Важный момент – в процессе сочинения фиксируйте все идеи на диктофон, ведь мелодии способны неожиданно и навсегда вылетать из головы.

4. Для тех, кто не владеет игрой на инструменте: можно просто напеть сочиненную мелодию опять же с включенным диктофоном. Ваш процесс сочинения песни может длиться от нескольких минут до нескольких месяцев. Сохраняйте терпение и не бросайте сочинение до того момента, пока вы не почувствуете, что песня завершена. После окончания работы над ней можно попросить знакомых оценить ваше творение и помочь с аранжировкой и вокалом.
 

Это лишь базовые основы того, как сочиняется рок-музыка. На занятиях по курсу музыкальной композиции в Рок-Академии вам подробнее расскажут, как сочинять музыку и песни в различных стилях.

Как писать музыку на стихи — композиторы — Каталог музыкальных статей

Песни могут писаться по-разному. Давайте рассмотрим несколько вариантов того, как сочиняют музыку для текстов или стихотворений: кто-то подбирает или сочиняет подходящий текст к готовой музыке, кто-то синхронизирует процесс создания музыки и текста, а кто-то накладывает готовые стихи на музыку. Большинство авторов предпочитает третий вариант как наиболее простой.

Выберите стихи, которые вы бы хотели положить на музыку. Текстом для песни может стать практически любое стихотворение, однако те, кто пробовал писать музыку на стихи, наверняка замечали, что какие-то тексты будто созданы для песен, а какие-то упорно не хотят ложиться на мелодию. Это если говорить о тех стихотворениях, которые не были изначально написаны в качестве текстов песен.

Объясняется это довольно просто – поэзия во многом построена на законах музыки, и какие-то стихи более мелодичны и просты по ритмике, а какие-то – менее. В любом случае, выбрать вы можете то стихотворение, которое вам понравится, просто с некоторыми придется помучиться.

Прочитайте стихотворение от начала до конца несколько раз. Возможно, после этого к вам сразу придет нужная мелодия, а если нет, вы, как минимум, почувствуете ритм, настроение, динамику текста – музыка должна гармонировать со звучанием текста, «двигаться» так же, как «движется» текст.

Идеально, если вы владеете каким-либо музыкальным инструментом – гитарой, фортепиано и т.д. Это могут быть даже африканские барабаны – необычно, но интересно. Попробуйте взять несколько аккордов, подумать, в какой тональности будет песня. Напойте слова стихотворения, постарайтесь почувствовать, какая мелодия бы им подошла. Важный момент – записывайте все свои попытки на диктофон. Мелодии имеют одно нехорошее свойство – они очень быстро могут вылететь из головы, а вы потеряете навсегда хорошую песню.

Если музыкальными инструментами вы не владеете, попробуйте просто напеть мелодию, обязательно записывая попытки на диктофон.

Работа над песней может продолжаться пять минут, а может растянуться на дни, недели и месяцы. Будьте терпеливы и не останавливайтесь до тех пор, пока песня не покажется вам законченной. По окончании работы вы можете попросить кого-то из друзей или знакомых послушать ваше произведение и попросить помочь с аранжировкой и вокалом.

Поделитесь с друзьями:
Еще статьи:

Сочиняем песню — 6. Как написать песню на чужие стихи? | Культура

Перейти к пятой части статьи

Некоторые композиторы считают, что достаточно взять уже готовую музыкальную тему и просто подобрать на неё подходящие стихи. Проблема в том, что подобрать стихи, которые идеально лягут на мелодию — дело хлопотное.

В моём творчестве случались такие удачи, но исключительно редко. Есть в этом подходе к сочинению песен некое насилие и искусственность. Можно втиснуться в пошитый не по меркам костюм, но он всё равно будет трещать по швам и причинять неудобство телу. Поэтому я понял, что лучше сочинять музыку к стихотворению с нуля, отталкиваясь от самого текста, чтобы он сам помог сформировать в твоей голове нужное настроение, ритм и мелодию.

Но даже в этом случае неизбежны потери. Поэт ведь обычно не думает о том, каково придётся композиторам, если они решат положить его стихи на музыку. Стихотворение может быть слишком длинным (как для песни) или, напротив, коротким, а количество строф — плохо вписываться в привычную схему «куплет-припев». Если же композитор проявит адское усилие и попытается в точности следовать излишне переменчивой и прихотливой лирике, то перейдёт в область экспериментальной музыки, слушать которую решится не каждый.

Однообразная мелодия тоже может быть утомительной, особенно, если стихи длинные и не очень содержательные. Нивелировать недостаток длинного текста можно несколькими способами.

  • Во-первых, сделать темп песни более быстрым.
  • Во-вторых, сделать музыку или аранжировку более разнообразной.
  • Наконец, самый простой способ — просто сократить оригинальный текст. Делать последнее надо вдумчиво и осторожно, чтобы не нарушить логику и содержание стихотворения.

Иногда текст будущей песни приходится не только сокращать, но и менять в нём местами строфы, чтобы правильно расставить акценты (например, строчки, которые вы считаете главными и ударными, помещать на припев).


Всё это я проделал со стихотворением Р. Л. Стивенсона «Вересковый Мёд»: и сокращал, и переставлял строфы, и даже немного изменил одну строчку. Так как из-за перестановки строф стало непонятно, кто же из персонажей говорит, я спел не «Голос его воробьиный», а «Голос карлика воробьиный». Замена не самая удачная, но другой вариант — «карлика глас воробьиный» — несмотря на фонетическую гладкость, был ещё хуже. Словечко «глас» звучало слишком старомодно-возвышенно, да ещё и на «глаз» было похоже. Пришлось пожертвовать благозвучием ради сохранения смысла. В итоге довольно длинную оригинальную балладу мне удалось уложить в три минуты с небольшим.

С короткими стихами дела обстоят ещё хуже. Конечно, можно написать на них такую же коротенькую музыкальную миниатюру, и выглядеть она будет очень самодостаточно и изящно. Но обычно такая песня не способна ни полноценно раскрыть творческий замысел музыканта, ни удовлетворить запросы слушателя. Последний, не успев «распробовать» песню, только разочарованно протянет: «И это всё?»

Проблему коротких текстов тоже можно решать по-разному. Самое простое, но не самое удачное — удлинить её за счёт музыкальных проигрышей. Также можно продублировать отдельные строфы (например, если стихотворение состоит всего из трёх строф, одну можно отвести под повторяющийся припев).

Хорошо, когда вы лично знакомы с автором. Тогда можно попросить его дополнить свой текст или получить разрешение самому дописать недостающие куплеты. Даже если дописанное вами будет в каком-то смысле «водой» и пересказом уже сказанного, в песне это может смотреться вполне органично. Главное здесь — осторожно, не выпячивая себя, стилизовать свой текст под оригинал и аккуратно его встроить.

Например, я осмелился собственноручно дополнить следующее стихотворение Сергея Аксёненко:

Ты пойми, что пространство
Нас вернуло назад.
Лишь на плоской полоске
Остановится взгляд.

Нас отбросило что-то,
И мы вновь на земле —
На распаханной почве,
На холодной земле.

Нас туда не пускали,
А мы сами пришли —
Ищут днищами скалы
В темноте корабли.

Ищет грудь острой стали,
Ищет грешниц монах —
Люди счастья искали
В золоченых гробах.

Не хотелось им к небу,
А хотелось к земле,
А хотелось под землю —
Под землёю теплей.

Для песни мне не хватало двух строф для второго куплета, и я досочинил следующее, пытаясь следовать логике оригинала:

Если ранена птица,
То её тянет вниз,
Всем хотелось зарыться,
Всем хотелось спастись.

Тяжело ходить прямо,
Не быть ниже нуля…
Гравитация — мама…
Мать — сырая земля…

Когда же я написал песню «Чернеющей бездне» на другие стихи Аксёненко, то мне пришлось изменить текст по совсем другой причине. Одна строфа, где поэт немного повольничал, категорически не вписывалась в размер песни — не хватало буквально двух слогов (обозначу эту недостачу как «бум»).

Отпелось, поблёкло — пора и тебе
Покинуть планету (бум),
Но только не верь в справедливость Небес —
Не будет ответа (бум).

В итоге я спел так:

Отпелось, поблёкло — пора и тебе
Покинуть пристанище,
Но только не верь в справедливость Небес —
Ты здесь и останешься.

Другое дело — если вы берёте классический текст и в духе постмодернизма обыгрываете его по-своему: наполняете новым смыслом, дописываете новые строчки (например, так я поступил со знаменитым стишком про Шалтая-Болтая).

Совершенно ложное впечатление об оригинальном стихотворении Арсения Тарковского создаёт и песня «Только этого мало» в исполнении Софии Ротару.

Наверное, глупо требовать, чтобы жанр песни обязательно резонировал с музыкой той эпохи, в которую жил поэт. Допустим, Александру Малинину весьма аутентично удалось озвучить стихотворение Есенина «Мне осталась одна забава» в жанре романса.

Но и песня панк-группы МОНГОЛ ШУУДАН «Москва» («Да, теперь решено без возврата…»), написанная на другой стих Есенина, тоже по-своему удачно отразила лирический и одновременно хулиганский дух оригинала.

Неплохо звучит и знаменитый «Мохнатый шмель…» из к-ф «Жесткий романс», стилизованный под цыганщину. Не каждый знает, что автором его слов является автор «Маугли» — Редьярд Киплинг. В оригинале стихотворение гораздо длиннее и написано привычным для Киплинга рубленым ритмом баллады. Но его очень сильно и при этом грамотно сократили. Поэтому музыкальное решение композитора Петрова не вызывает никакого «когнитивного диссонанса».


Насильно же втискивать стихи в какой-нибудь модный, но неподходящий им жанр не стоит. Мне всегда казалось, что стихи Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» в исполнении группы КРУИЗ звучат очень нелепо. Можно, конечно, прохрипеть «Я помню чудное мгновение» гроулингом, но тогда всем должно быть понятно, что это откровенная пародия и стёб.


При этом те же стихи Маяковского про партию и Ленина, исполненные группой УЛЬТИМАТУМ в виде рэп-речёвки, могут показаться необычными, но никак не нелепыми.

Завершая разговор о песнях на чужие стихи, я бы хотел упомянуть об одной «фишке», которую, по-видимому, сам и изобрёл. Так как многие зарубежные стихи существуют в нескольких переводах, то этой возможностью грех не воспользоваться.

Например, если стих очень короткий, то песню можно удлинить, взяв в качестве второго куплета другую версию перевода. Или вообще склеить песню из разных переводов, выбрав отрывки, которые вам больше нравятся или которые лучше подходят к музыке (главное, чтобы эти отрывки не противоречили друг другу).

Например, я сочинял балладу на стихотворение Р. Бернса «Джон Ячменное Зерно», взяв за основу перевод С. Маршака, но в последнем припеве для разнообразия добавил кусочек из перевода Э. Багрицкого. А в «Песне Энтов» на стихи Д. Толкина вообще использовал три перевода — Муравьёва, Маториной и Воседого.

MuseScore — это отдельное приложение, а это значит, что вам необходимо загрузить и установить программное обеспечение.Это открытый исходный код и бесплатное использование. На наш взгляд, это лучшее приложение в этом списке, но ваше восприятие может отличаться в зависимости от ваших требований к использованию.

Приложение содержит все необходимые ингредиенты, которые вы бы хотели получить от музыкального программного обеспечения.Есть поддержка неограниченного количества нотоносцев, ваши композиции могут иметь неограниченную длину, вы можете усилить его мощность с помощью плагинов, и все это выглядит фантастически.

Хотя в нем отсутствуют некоторые расширенные функции, которые вы найдете в платных приложениях, таких как Sibelius и Finale, для большинства пользователей он более чем достаточен.

Дополнительные функции включают определяемые пользователем сочетания клавиш и возможность перетаскивать модификаторы нот и метки исполнения.

Доступно на: Windows, Mac и Linux

Если MuseScore конкурирует с дорогими платными приложениями с точки зрения возможностей, BlankSheetMusic находится на другом конце шкалы.

Это простой нотописец, который позволяет вам добавлять основные музыкальные символы на чистые листы и распечатывать их.Вы не можете добавлять свои собственные заметки. Если вы хотите распечатать пачки нот для записи вручную, это лучший инструмент.

У вас действительно есть некоторые ограниченные возможности для игры. Вы можете добавить ряд ключей, табуляции и нотоносцев, а также настроить размер бумаги, поля и поворот. Когда вы будете готовы, просто щелкните гигантский значок Print в правом нижнем углу.

Доступно: в Интернете

LilyPond — детище двух музыкантов, которые хотели создавать «красивые» ноты. Таким образом, приложение ориентировано не только на содержание, но и на стиль.

В отличие от некоторых других приложений в этом списке, LilyPond не использует интерфейс перетаскивания для добавления нот и музыкальных символов. Вместо этого он использует ввод текста; это больше похоже на язык программирования. К приложению может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть, если вы потратили много времени на работу с более традиционными музыкальными инструментами.

Лучшее в использовании текстовых файлов для вашей музыки — это то, что они рассчитаны на будущее. Их сложнее повредить, и вы всегда сможете их открыть, даже если материнское программное обеспечение в конечном итоге выйдет из строя.

Доступно на: Windows, Mac и Linux

Musink позволяет создавать ноты и файлы MIDI.

Чтобы использовать Musink, просто нажмите, какую заметку вы хотите добавить и где вы хотите, чтобы она отображалась.Приложение автоматически регулирует продолжительность нот и отдыха. Чтобы облегчить вам жизнь, в нем также есть набор бесплатных шаблонов. В шаблонах есть предварительно определенные размеры заметок, поля страницы и шрифты заголовков.

Барабанщики оценят приложение — в нем есть инструменты, специально разработанные для этого инструмента.Они включают в себя пламя, прилипание и призрачные заметки, а также особые правила компоновки.

Musink также предлагает платную версию. Он предоставляет возможность импорта файлов MIDI, записи с устройств MIDI, настраиваемого метронома, воспроизведения музыки, расширенных параметров публикации и многого другого. Платная версия Musink обойдется вам в 60 долларов.

Доступно в: Windows

Веб-приложение Noteflight разделено на три уровня: Free , Premium и Learn .

Бесплатная версия позволяет вам создавать до 10 различных оценок, которыми вы затем можете поделиться с друзьями и встроить на веб-страницы. Вы можете распечатывать свои творения, создавать музыку на мобильных устройствах и общаться с другими музыкантами и композиторами.

Версия Premium позволяет создавать неограниченное количество партитур, поддерживает 85 инструментов и предлагает транскрибирование в реальном времени с MIDI-инструментов. Это стоит 49 долларов в год.

Издание Learn предназначено для школ.Он стоит от 69 долларов в год или 300 долларов за пожизненный доступ и добавляет шаблоны действий, неограниченное количество классов и групп и библиотеки содержимого.

Доступно: в Интернете