Застольный этикет: Правила этикета: определение, виды.

Содержание

Застольные беседы: правила и тонкости общения

Для большинства из нас праздник всегда ассоциируется с нарядной одеждой, музыкой, с манящими ароматами блюд, красиво оформленным столом, а также подарками и, конечно, присутствием гостей, ведущих задушевные застольные беседы. Приглашать к себе близких и друзей или самим быть в роли гостя – зависит от ситуации и настроения. Гостеприимный хозяин априори подписывает себе репутацию благонравного, радушного человека, и предаться отдыху в его добросердечной компании всегда в радость.

Бесспорно, такой важный элемент, как праздничная еда, нельзя обойти вниманием, однако часто трапеза неинтересна, обыденна и скучна, если собравшиеся не участвуют в увлекательной и дружелюбной беседе, которая всегда украшает любое застолье, делая его еще более уютным и содержательным. Часто располагающий, искренний разговор в какой-то степени роднит всех присутствующих и создает своеобразную атмосферу уюта и легкости.

Вопрос « Умеем ли мы общаться?» хранит в себе не только культуру и этику общения, но и подразумевает такие важные моменты, как владение беседой (достаточная эрудиция), психологический аспект (эмоциональность), умение пользоваться столовыми приборами и элементарные правила приличия (гигиена, внешний вид, уважительность к себе и другим).

Манера и стиль общения за столом

На любом торжестве по тому или иному поводу более тесное знакомство начинается когда все гости собираются за столом, и обычно при подаче закусок начинается беседа. Это время, когда можно поближе присмотреться к рядом сидящим и получить, пускай поверхностное, но все же первое впечатление.

В искусстве вести застольную беседу победителем является не тот, кто не закрывая рта «травит шутки», а тот, кто при всей своей скромности, на первый взгляд, никогда не испортит аппетит нелепыми и ненужными темами: о заболеваниях, например, о личных проблемах, о неприятных случаях из жизни и так далее. И естественно, абсолютно недопустимы нелестные и грубые высказывания, сарказм в адрес кого-то из гостей или хозяев – это табу.

Случается так, что какая-то сверх актуальная и захватывающая тема вдруг вспыхивает среди отдыхающих, и в полифонию включаются все, перебивая друг друга, используя активную жестикуляцию, крича, не давая высказаться рядом присутствующим, тем самым перерождая беседу в нескончаемый спор. В данной ситуации роль арбитра предоставляется виновнику или зачинателю торжества, чтобы тактично перевести разговор в другое русло – сменить тему, отвлечься. Болтливость и громкие разговоры вряд ли станут когда-либо визитной карточкой и украшением любого собеседника. Некрасиво ведут себя иногда люди, рассказывая неприличные анекдоты и небылицы (сплетни): мало того, что это неэтично, еще ставит в неловкое положение всех присутствующих и часто заставляет краснеть.

Уединение двух подружек, которые встретились на празднике, чтобы пошептаться, тоже не создает приятного впечатления и не прибавляет им шарма. Воспитанный мужчина или женщина, девочка или мальчик, лицо любой возрастной категории, имеющее правильное представление о поведении в обществе, никогда не будет в проигрыше, так как умело может использовать свое обаяние и интеллект. Всем гостям надлежит понимать, что общая беседа – это не персональный монолог, и необходимо давать возможность высказать свою точку зрения другим гостям. Это всегда поощряется и они будут более охотно вовлечены в разговор.

Редкое качество – умение внимательно слушать и понимать, столь необходимое любому собеседнику, претендующему на титул « душа компании». Хотя по большому счету душой компании всегда является громогласный, активный, веселый и добродушный человек.

Темы для беседы желательно подбирать так, чтобы они могли заинтересовать многих присутствующих, а не только часть гостей. Постарайтесь вставлять реплики в диалог таким образом, чтобы они были информативными и отражали ваше мнение. Не возбраняется демонстрировать свои интеллектуальные способности, но не увлекайтесь: соблюдайте дозированность и гармонию. Абсолютно беспроигрышные темы для застольной беседы, которые всегда на пике актуальности:

  • новости,
  • экономика,
  • искусство,
  • кинематограф
  • хобби
  • путешествия 

Несколько важных правил застольного общения

  • Тему общения всегда предлагают старшие.
  • Младшему следует подождать, пока с ним заговорят. (Исключение составляют неловкие паузы, которые могут быть тактично прерваны).
  • Абсолютно исключено критиковать поданное угощение.
  • Слишком громко и долго восхищаться вкусом блюд также не следует.
  • Неэтично излишне настаивать на получении того или иного блюда и, тем более, заставлять пить или есть, пренебрегая желанием гостя.
  • За столом не принято использовать шепот или кричать. Вести беседу следует на полутонах — вполголоса.
  • Тост не должен быть долгим и скучным.
  • Неприемлемо требовать ответных тостов или настаивать на их произнесении против воли.
  • При произнесении тоста прекращается прием пищи и разговоры.
  • Бокал во время тоста, согласно этикету, не поднимают выше плеча. 

Каким будет ваше следующее застолье зависит только от вас и вашего окружения, и чтобы оно не было скучным, где заунывные, «замыленные» тосты сменяют друг друга, а трапеза характеризуется только звоном тарелок и ложек, продумайте досуг заранее и не скупитесь на творческий подход и креативные мысли. Хорошо периодически обновлять компанию и пускать в нее «свежую струю» новых лиц, которые могут подарить вам бурю здоровых эмоций, яркие застольные беседы и море позитива. Здоровый микроклимат в течение всего застолья оставляет самые лучшие впечатления у гостей и их хозяев, а это означает, что праздник получил наивысший бал.